Смекни!
smekni.com

Александр Исаевич Солженицын 2 (стр. 2 из 3)

Рассказчик, казалось бы, находит эту патриархальную, нетронутую Россию в деревне Тальново. Неприглядная правда жизни разрушает его надежды: колхозники недоброжелательны друг к другу и корыстны. Их убогая жизнь и несчастная судьба мало чем отличается от существования лагерных узников. Но в этом беспросветном, постылом мире Игнатич находит праведницу - крестьянку Матрену. Она человек не от сего мира. Ее имущество - колченогая кошка и коза. Ее дети умерли в младенчестве. В Великую Отечественную войну без вести пропал муж. Ей долго не оформляют за него пенсию. И все же Матрена не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрена напоминает библейскую героиню Марию, чуждую земных забот.

Матрена у Солженицына - воплощение идеала русской крестьянки. Ее облик подобен иконе, жизнь - житию святой.

Произведение А.И. Солженицына «Матренин Двор»(первоначальное название «Не стоит село без праведника») дает яркое представление о выдающемся художественном таланте писателя, его верности правде в литературе. Сквозная тема рассказа «Матренин Двор» — сохранение человеческой души в условиях тяжелой жизни простых деревенских людей.

В эти годы Солженицын в основном пишет рассказы, которые критика иногда называет повестями, - «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела». В 1962 году его принимают в Союз писателей и даже выдвигают на Ленинскую премию. Однако сказывается энергичное противодействие защитников коммунизма, верно понявших, что имеют дело с настоящим противником системы, - премии Солженицын не получает, исподволь начинается кампания клеветы. Борьба с писателем нарастает после падения Хрущева: в сентябре 1965 г. КГБ захватывает архив Солженицына; перекрываются возможности публикаций, напечатать удается лишь рассказ «Захар-Калита». Триумфальное обсуждение «Ракового корпуса» в секции прозы Московского отделения Союза писателей не приносит главного результата - повесть по-прежнему под запретом. В мае 1967 г. Солженицын в Открытом письме делегатам Четвертого съезда писателей требует отмены цензуры. Работа над «Архипелагом...» (закончена в 1968г.) и книгой о революции перемежается борьбой с писательским руководством, поиском контактов с Западом. Публикация за границей его романов «В круге первом» (1968г.) и «Раковый корпус» (1968-1969г.), причём без ведома самого Солженицына. Но это уже не имело никакого значения. На публикацию произведений писателя в СССР уже давно существовал негласный запрет, и, как тогда было принято, советские люди осудили писателя, не зная его произведений. В ноябре 1969 г. Солженицын исключен из Союза писателей.

2.4 Мировая известность

Солженицын стал известен мировому читателю в 1970г. Писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традициях великой русской литературы», узнав о присуждении ему Нобелевской премии, писатель заявил, что намерен получить награду «лично, в установленный день». Однако брежневское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после поездки он не сможет вернуться на родину, на церемонию награждения не поехал. Через год после получения премии Солженицын дал разрешение на публикацию своих произведений за рубежом. В 1972 г. на английском языке выходит его роман «Август Четырнадцатого» — первая книга многотомной эпопеи о русской революции «Красное колесо». Это произведение Солженицын рассматривает как главный труд своей жизни. По его словам, это — «трагическая история о том, как сами русские... уничтожили свое прошлое и свое будущее».

Пожалуй, никто из современников Солженицына в Советском Союзе не осмелился в те годы выступить с подобным глубоким, непредвзятым анализом сталинской действительности, какой содержался в его романе «В круге первом». Но писатель считал своим долгом и в дальнейшем, прежде всего в документальной форме, обобщить свои лагерные и ссыльные записи. В романе он использовал свои дневники, дополнив их воспоминаниями, устными и письменными свидетельствами более двухсот заключённых, с которыми он встречался в местах лишения свободы. Некоторые из них он потом начнёт печатать в специально созданной серии.

Так постепенно складывался замысел монументального труда, посвящённого годам репрессий. Работа над ним заняла долгие годы и закончилась конфискацией рукописей книги.

После конфискации КГБ рукописи Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» он опубликовал это произведение во Франции, что послужило формальным предлогом для ареста писателя, обвинения в государственной измене, лишение советского гражданства и депортацией в ФРГ. Кроме того, негодование властей вызвали и острые публицистические статьи писателя «Жить не по лжи», «Письмо вождям Советского Союза», в которых развенчивались идеи социализма.

2.5 «Архипелаг ГУЛАГ»

Отдельно я хочу остановится на книге «Архипелаг ГУЛАГ», по жанру это опыт художественного исследования. То, что написано в этой книге, стало для меня открытием. Нигде подобного я еще не читала. Даже учебник истории не дает нам такие сведенья о жизни советских людей после революции 1917 года.

С удивлением я узнала, что уже в 1921 году у нас в стране существовали концентрационные лагеря. А идея создания Архипелага как места для принудительной работы была выдвинута в первой же послеоктябрьский месяц, так как В. М. Ленин требовал «самых решительных драконовских мер поднятия дисциплины». Использовались такие меры, как конфискация имущества, заключение в тюрьму, отправка на фронт и принудительные работы всем ослушникам закона.

По подсчетам эмигрировавшего профессора статистики И. А. Кугранова, «сравнительно легкое» внутреннее подавление от 1917 до 1959 года обошлось нам без военных потерь, а только от террористического уничтожения, подавлений голодом, повышенной смертности в лагерях и, включая дефицит от понижения рождаемости,- оно обошлось в 66,7 миллионов человек.[№4 с.9]

Лагерная тема присутствует практически в каждом произведении Солженицына. Однако его гражданским и писательским подвигом стал «Архипелаг ГУЛАГ», имеющий следующее посвящение: «Всем, кому не хватило жизни рассказать. И да простят они меня, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всем догадался» .[№4 с.8].

227 человек прислали Солженицыну свои воспоминания о ГУЛАГе. От имени этих людей и еще многих других, живых и мертвых, писатель говорит о тех ужасах, которые позднее прикрывались вполне приличными словами «культ личности».

«Архипелаг ГУЛАГ», состоящий из семи частей, освещает все периоды жизни заключенных: арест, тюрьму, этап, лагерь, ссылку, освобождение и многое другое, о чем мы, люди начала ХХI века, даже не можем догадываться.

Первый том «Архипелага» содержит подробное исследование всего того, что предшествовало появлению миллионов советских людей в сталинских концлагерях: системы арестов и различных видов тюремного заключения, пыточного следствия, судебных и внесудебных расправ, этапов и пересылок.

Во втором томе книги А. И. Солженицын уже описывает главную и основную часть империи ГУЛАГа – «истребительно-трудовые лагеря». Ничто не проходит здесь мимо внимания автора. История возникновения лагерей, экономика принудительного труда, структура управления, категории заключенных и повседневный быт лагерников, положение женщин и малолеток, взаимоотношения рядовых зэков и «придурков», уголовных и политических, охрана, конвоирование, осведомительская служба, вербовка стукачей, система наказания и «поощрения», работа больниц, медпунктов, различные формы умерщвления, убийства и несложная процедура похорон заключенных – все это находит отражение в книге «Архипелаг ГУЛАГ». Автор описывает разнообразные виды каторжного труда зэков, их голодную пайку, он изучает не только лагерный, но и ближайший прилагерный мир, особенности психологии и поведения заключенных и их тюремщиков.

«Вся книга Архипелага как бы пронизана самоиронией, которая всегда была свойственна великой русской литературе и прежде всего Солженицыну. Оставаясь в любви к своей Родине, земле, людям, он в то же время поднимается до трагических, страшных моментов истории нашей», - говорил Виктор Астафьев.[№ 2 с.5]

Все это страшно и кажется не правдоподобно, ведь люди не могут жить в таких нечеловеческих условиях. Но, увы, все это достоверные факты, о которых многие знали, но только Солженицын сказал вслух. В результате всего этого в книге создается страшный образ Зла, противостоять которому можно, только сохранив чистоту души и нравственные принципы.

2.6 В изгнание

Недолго прожив в Цюрихе, получив в Стокгольме Нобелевскую премию (декабрь 1975), он с семьёй (женой и тремя сыновьями) переезжает в США и поселяется в штате Вермонт. Там он живёт практически отшельником и полностью посвящает себя литературному труду. В этом ему помогает вся его семья, организуя нечто вроде маленького издательства. В Вермонте Солженицын заканчивает третий том «Архипелага ГУЛАГа» (1976г.) Для многих из нас Солженицын начинался с «Архипелага ГУЛАГа». Публикация трехтомного художественно-документального исследования «Архипелаг ГУЛАГ» произвела на российского и мирового читателя не меньшее впечатление, чем «Один день Ивана Денисовича». Книга не только представляла подробнейшую историю уничтожения народов России, не только свидетельствовала о человеконенавистничестве как всегдашней сути и цели коммунистического режима, но и утверждала христианские идеалы свободы и милосердия, одаривала опытом противостояния злу, сохранения души в царстве «колючей проволоки». Эта книга – исследование самых страшных времен для нашей страны – времен сталинских репрессий. Мы можем проследить все стадии становления ГУЛАГа: аресты и расстрелы ЧК, создание концентрационных лагерей, открытые судебные процессы… Мы узнаем, как развивалась «технология обработки» заключенных на этапах в тюрьмах и лагерях, как совершенствовался репрессивный аппарат. Но если "Архипелаг ГУЛАГ" - это документальное исследование, которое потрясает нас точной статистикой, ужасающими подробностями, то его рассказ «Один день Ивана Денисовича» впечатляет своей художественной глубиной.