Смекни!
smekni.com

Александр Исаевич Солженицын 2 (стр. 3 из 3)

Соединяя личные свидетельства с уникальными архивными документами, Солженицын пытается дать развёрнутое повествование о революции в России, где действуют сотни исторических лиц. Грандиозный замысел рассчитан на двадцать лет, и в настоящее время работа над ним продолжается уже в России, куда писатель вернулся в 1995 году, в связи с демократизацией государственного строя.

«Красное Колесо»

Основной работой на долгие годы становится эпопея «Красное Колесо» (переработанный вариант «Августа Четырнадцатого»; «Октябрь Шестнадцатого», оба 1982 г.; «Март Семнадцатого», 1986-87 г.; «Апрель Семнадцатого», 1991г.; всего 10 томов). Первоначальный план (20 «узлов»), согласно которому повествование должно было дойти до подавления Тамбовского восстания (весна 1922г.) и закрыться пятью эпилогами (1928, 1931, 1937, 1941, 1945), оказался невоплощенным (конспект 5-20-го «узлов» «На обрыве повествованья» помещен в конце «Апреля Семнадцатого»). В «Красном колесе» исторические главы, детально рисующие конкретные события и участвующих в них лиц, перемежаются главами романическими, посвященными судьбам персонажей «вымышленных» (как правило, имеющих прототипов). Среди последних особое место занимают Саня Лаженицын и Ксения Томчак, в которых узнаются родители писателя, и полковник Воротынцев, наделенный некоторыми автобиографическими чертами (последняя глава - размышления Воротынцева о судьбе России в смуте - прямо выводит к авторским раздумьям об испытаниях Отечества в конце 20 в.). Изображая любого исторического персонажа, Солженицын стремится с максимальной полнотой передать его внутренний строй, побудительные мотивы действий, его «правду». При этом не устраняется авторская оценка: в революции, понимаемой как торжество зла, виноваты все (а более других - власть, отсюда жесткая трактовка Николая II), но виновные не перестают быть людьми, их трагические заблуждения нередко обусловлены односторонним развитием добрых душевных качеств, личности не сводятся к политическим «личинам». Причину национальной (и мировой) катастрофы Солженицын видит в отходе человечества от Бога, небрежении нравственными ценностями, своекорыстии, неотделимом от властолюбия, и приверженности химерам об установлении «всеобщего благоденствия» на Земле. Здесь Солженицын-историк сходится с Солженицыным-публицистом, последовательно критикующим с христианских (либеральных) позиций издержки современной цивилизации Запада (речь в Гарварде на ассамблее выпускников университета, 1978; лекция лауреата Темплтоновской премии «За прогресс в развитии религии», Лондон, 1983, и др.).

Опасения «нового Февраля», чреватого «новым Октябрем», обусловили настороженное отношение Солженицына к горбачевской перестройке. Со своей стороны советские власти всячески препятствовали возвращению книг Солженицына на родину, а сформулированные «левой эмиграцией» обвинения в «монархизме», «национализме», «изоляционизме» повторялись и варьировались многочисленными советскими публицистами середины 1980-х гг. Лишь в 1989г. редактору «Нового мира» С. П. Залыгину удалось после долгой борьбы напечатать «Нобелевскую лекцию», а затем отобранные автором главы «Архипелага...» (“Новый мир”, № 7-11). С 1990г. проза Солженицына широко печатается на Родине. 16 августа того же года Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство; 18 сентября «Комсомольская правда» и «Литературная газета» публикуют статью «Как нам обустроить Россию?», где Солженицын предупреждает о трудностях при выходе из-под коммунистического гнета.

2.7 Возвращение домой

В 1990-е годы основные произведения Солженицына были изданы в России, в том числе мемуары «Бодался теленок с дубом» (1990). Значение личности Солженицына и его трудов для русской (и не только для русской) истории и литературы полностью признано. Все обвинения против него были официально сняты, гражданство восстановлено, и в 27мая 1994 г. Солженицын вернулся в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает реформы президента Б. Н. Ельцина, постоянно критикует власть. (В сентябре 1995 был прекращен цикл телепередач Солженицына на канале ОРТ.) По возвращении писатель работает над книгой «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Рассказы и лирические миниатюры «Крохотки», опубликованные Солженицыным в «Новом мире» (1995-97), свидетельствуют о неувядаемой мощи его дара.

3. Заключение

Александр Солженицын замечательный историк, он является общепризнанным «великим писателем», имеет мировую известность. Некоторые его произведения читать - большой труд. В его книги надо проникнуться душой, так как большинство основаны на реальных событиях и пропитаны духом патриотизма.

Солженицына стали называть, с одной стороны, писателем «лагерной» прозы, а с другой - прозы «деревенской». Сам автор однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, «для художественного удовольствия». «Архипелаг ГУЛАГ» - сам автор образно определил как «окаменелую нашу слезу». В этом произведении привлекает не только богатство разговорных интонаций, оттенки сарказма и иронии. Самое важное в том, что в стиле писателя преобладает мозаичность склеенных кусков. Значение разнонаправленных метаний, стремительных бросков в разных направлениях - в двух авторских выводах.

Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему - сквозная тема рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», повестей «В круге первом», «Раковый корпус», вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря, ссылку. «Архипелаг ГУЛАГ» - «опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на общественное сознание.

Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР, несмотря на то, что его книги были долгое время под запретом, он не терял надежду на их публикацию на родине: «Я уверен, что скоро наступит время, когда мои книги в нашей стране будут читать широко и свободно», - так писал Александр Исаевич 1974 году, в самый разгар компании против него.[№2 с.8]

На протяжении XVIII и XIX столетий русская культура создала образ писателя - пророка, своим словом обличающего неправду и возвещающего истину. Солженицын, наверное, последний замечательный русский писатель, естественно соединивший дар писателя и признание проповедника. Единственный высший смысл своей жизни он выразил в нескольких словах: «Я пишу правду о русской истории»[№5 с.11]

При изучении его биографии, я узнала, что этому человеку пришлось немало пережить и выстрадать, но он не отступился, выражал свои взгляды и протесты в своих произведениях. Он истинный патриот своей родины и очень глубоко переживал все невзгоды, которые происходили в стране. И не его вина, что ему пришлось покинуть свою страну на 20 лет. Но он вернулся, и вместе с ним вернулись и его произведения, которые поражают своей нравственной и художественной силой.

А судьбах таких, как у Солженицына говорят следующее:

Поэты русские! Я с болью одинокой,

В тоске затравленной перебираю вас.

Пришел и мой, мой ранний, мой жестокий

Час истребления, уничтожения нас.

Не знали мы тех лет, отстойных и зрелых,

Когда со слов спадет горячности туман.

Два наших первенца застрелены в дуэлях,

Растерзан третий в реве мусульман.

Нас всех, нас всех пред пушкинскою гранью

Многоголовно гибель стерегла:

Безумием, гниением, зеленым умираньем,

Мгновенным ли пыланием чела.

Повешен тот, а этот сослан в рудник.

Иных подбил догадливый черкес…

Санкт-петербургские нахмуренные будни

Да желть бензинная … небес.

Чума на вас, российские поэты!

Текучим воском вылиты каким? –

Один в петлю, другой – из пистолета,

К расстрелу третьего, четвертого в Наросм.

Возвращается к нам литература, ранее внесенная в «черные списки», произведения, долгие годы пролежавшие в редакционных портфелях, произведения так называемых диссидентов. Произведения, пестрые по социально-политическим, эстетическим ориентациям объединены одной – ярко выраженной антитоталитарной направленностью.

4. Список использованной литературы

1. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

2. Литературная газета №48 (5270) – 1989г.

3. Мешков Ю.А. Александр Солженицын. Личность, Творчество. Время. Екатеринбург, 1993;

4. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. Том второй.- Владивосток. Дальневосточное книжное издательство, 1991.- 540 с.

5. Солженицын А. И. В круге первом: Роман.- М.:Дрофа: Вече, 2002.- 776с.

6. Солженицын А. И. Рассказы. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 588 с.

7. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. XX век. Москва: Аванта, 2000, 1037с.