разумном и велик
Русская литература XIX в. была вся пронизана гуманистическими идеями. Писатели стремились своим творчеством изменить в жизни человека что-что к лучшему, дать нравственные ориентиры. Герои русской литературы всегда находили свое счастье в борьбе за счастье других, в служении людям, в помощи тем, кто в ней нуждается. «Делай добро!» — призывал Чехов, и лучшие герои произведений XIX в. следовали этому завету.
Главные герои произведений Ф. М. Достоевского также были лишены эгоизма и стремились помогать ближнему. Делают они это потому, что по-другому они и не могли поступить, не могли они пройти мимо чужого горя. Таков герой-рассказчик Иван Петрович в романе Достоевского «Униженные и оскорбленные». Он не может оставаться безучастным, жить в стороне, живущий в нищете, он помогает незнакомым людям, встречающимся ему крайне редко. Встреча со стариком Смитом и его собакой поразила Ивана Петровича, он переживает смерть Азорки, пытается помочь старику, несмотря на то что сам болен. Но старик умирает прямо у него на руках, и его смерть производит тяжелое впечатление на рассказчика, хотя это совершенно не знакомый ему человек. Он занимает его квартиру в надежде на то, что кто-нибудь придет узнать о его судьбе. И это происходит. Приходит внучка Смита, Нелли, чья трагическая судьба странно перекликается с судьбой Наташи Ихменевой, для счастья которой Иван Петрович готов сделать все.
Наташа, которую рассказчик знает и любит с детства, надеясь соединить свою судьбу с ее судьбой, полюбила другого человека. Самое ужасное в том, что Алеша, избранник Наташи, сильной, умной, волевой девушки, не только бесхарактерный и подлый человек, но и к тому же сын князя Валковского, злейшего врага отца Наташи. Князь Валковский, у которого отец Наташи служил управляющим, узнав об увлечении своего сына и боясь, что он женится на Наташе, начинает судебное преследование Ихменева, обвиняя его в растрате, которой на самом деле не было. А Наташа, ослепленная своей любовью, тайком уходит из дома, чтобы поселиться вместе с Алешей. Иван Петрович, любя ее всем сердцем, понимая, что ее ждут страдания и несчастья, пытается помочь и ей, и ее несчастным родителям, для которых ее поступок стал страшным ударом. Особенно страдает отец Наташи, он грозится проклясть свою дочь. При этом он продолжает любить ее, он не может пройти мимо девочки-нищенки на улице, потому что она напоминает ему дочь: «Это была маленькая, худенькая девочка лет семи-восьми, не больше, одетая в грязные отрепья; маленькие ножки ее были обуты на босу ногу в дырявые башмаки. Она силилась прикрыть свое дрожащее от холода тельце каким-то ветхим подобием крошечного капота, из которого она давно уже успела вырасти. Тощее, бледное и больное ее личико было обращено к нам; она робко и безмолвно смотрела на нас и с каким-то покорным страхом отказа протягивала нам свою дрожащую ручонку». Старик отдает ей все деньги, которые были при нем, но его сердце болит за Наташу. Он хочет взять на воспитание какую-нибудь девочку-сиротку, чтобы она заменила ему дочь. Иван Петрович помогает ему в этом, разыскивая внучку умершего Смита Нелли. Ему приходится вырвать Нелли из рук торговки живым товаром, из притона, где девочка подвергалась побоям и насилию. Иван Петрович забывает о своих несчастьях и страданиях, помогая другим. В образе Ивана Петровича мы находим много черт, присущих самому Достоевскому: он писатель, первый его роман вызвал восхищение критика Б., а сюжет романа очень напоминает «Бедных людей». Параллели с первым романом автора очевидны: «маленькому человеку» невыносимо жить в мире наживы и лицемерия, если он не получает никакой поддержки. Иван Петрович помогает Нелли, устраивая ее у Ихменевых, помогает Наташе, брошенной и униженной любимым человеком, найти прощение у родителей. Нелли рассказывает свою историю, трагическую и в то же время невероятную: она оказывается законной дочерью князя Валковского, который женился на ее матери, чтобы завладеть ее состоянием. Узрев все подробности, старик Ихменев прощает наконец-то свою раскаявшуюся дочь, боясь, что она повторит судьбу матери Нелли. Так доброта и самоотверженность Ивана Петровича помогает людям обрести покой и счастье. Но Достоевский не был бы великим писателем-реалистом, если бы оставил такой оптимистичный финал. Финал остается открытым: мы не знаем, умер ли в конце концов Иван Петрович или он оправился от болезни, соединил свою судьбу с судьбой Наташи и обрел счастье. Любимые герои Достоевского живут именно так — делают добро.