Один из важнейших мотивов творчества М. Ю. Лермонтова — Земля и Небо в противостоянии их символических значений. Издревле понятия Неба и Земли символизировали Дух и Плоть, возвышенное и обыденное, абсолютное Добро и абстрактное Зло. Лермонтов не отрицает этих значений, но, опираясь на них, ставит свои акценты, наполняет абстрактные категории личностным содержанием. Поэт видит смысл этих понятий в соотнесении с конкретной личностью.
Осмысливая библейские сказания, поэт стремится воссоздать начальный их смысл. Без поправки на века толкований, увидеть плоть этих легенд. И тогда его Демон перестает быть вместилищем порока. Перед нами открывается мятущаяся душа падшего Ангела, усомнившегося в мудрости Бога, в однозначности Добра — и отвергшая Его. Таким образом, сомнение, духовный поиск — исток зла и проклятье. Но этим «злом» движется мир! Безусловная вера в Господнюю мудрость приводит к остановке пути, к духовному тупику! И «Дух отрицанья, дух сомненья», Демон, избирает свой путь — путь бесконечного одинокого поиска. Образы Демона и Ангела воплощают для Лермонтова столкновение непримиримых идей вечного сомнения и безусловной веры.
В стихотворении «Ангел» поэт создает картину начала земного пути души. В «мир печали и слез» душа попадает, сохранив воспоминание о «песне святой» Ангела. Это воспоминание претворяется в тягу к идеалу, к абсолютному совершенству, тягу, томящую душу:
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
И это же «воспоминание» души о Небе, о недостижимом идеале, становится дьявольским искусом. Вспомним стихотворение «Мой демон»:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня.
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
Земля и Небо в понимании Лермонтова не просто противостоят друг другу. Они, выражая разноплановые силы, существуют только в своем единении, во взаимопроникновении. Удивительное философское осмысление сути человека дает Лермонтов в стихотворении «1831-го июня 11-го дня»:
Есть время — леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.
Находишь корень мук в себе самом,
И небо обвинить нельзя ни в чем.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.
Это стихотворение очень многое объясняет в духовном мире лирического героя Лермонтова, Человек сложнее просто добра и просто зла, поэтому душа его состоит из сопряжения ангельских и демонических сил. Этот хаос противоречий по самой сути своей устремлен к достижению гармонии. Поэтому так важна космичность лермонтовского творчества: тяготение к Космосу как к высшей гармонии, абсолютному идеалу — единственный и естественный путь преодоления внутренних противоречий личности.