Смекни!
smekni.com

Русская литература 10 класс Исаева стандарт (стр. 11 из 28)

23

Î åãî æèçíè ñîõðàíèëîñü íåìíîãî äîñòîâåðíûõ ôàêòîâ, ëè÷íîñòü ïèñàòåëÿ îâåÿíà ëåãåíäàìè è ïðåäàíèÿìè. Âñïîìíèì, ÷òî, ïî óòâåðæäåíèþ èññëåäîâàòåëåé, ðîäèëñÿ îí 23 àïðåëÿ 1564 ã. â ïðîâèíöèàëüíîì ãîðîäêå Ñòðýòôîðäå-íà-Ýéâîíå â ñåìüå ðåìåñëåííèêà è òîðãîâöà. Æèçíåííûå îáñòîÿòåëüñòâà ñëîæèëèñü òàê, ÷òî Øåêñïèð ñìîã ïîëó÷èòü ëèøü íà÷àëüíîå îáðàçîâàíèå. Óâëёêøèñü òåàòðîì, îí â âîçðàñòå 23 ëåò îòïðàâèëñÿ â Ëîíäîí ñ öåëüþ îâëàäåòü àêòёðñêèì èñêóññòâîì. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ðåìåñëî àêòёðà íå áûëî â òå âðåìåíà â ïî÷ёòå. Ñ îñîáåííîé íåïðèÿçíüþ ê ëèöåäåÿì îòíîñèëàñü öåðêîâü. ßðêèì ïîäòâåðæäåíèåì ýòîãî ÿâëÿåòñÿ, íàïðèìåð, òîò ôàêò, ÷òî ñëóæèòåëåé òåàòðà äàæå çàïðåùàëè õîðîíèòü íà òåððèòîðèè êëàäáèùà.

Ñíà÷àëà Âèëüÿìó óäàëîñü óñòðîèòüñÿ ïðîñòûì ðàáî÷èì ñöåíû è ïåðåïèñ÷èêîì ðîëåé, ñî âðåìåíåì åìó íà÷àëè äîâåðÿòü ýïèçîäè÷åñêèå ðîëè. Ñòàòü âåëèêèì àêòёðîì Øåêñïèðó, âèäèìî, òàê è íå óäàëîñü. Íî èìåííî â Ëîíäîíå îí íà÷èíàåò äåëî âñåé ñâîåé æèçíè — ñî÷èíèòåëüñòâî. Ïåðâûìè èç-ïîä åãî ïåðà ïîÿâëÿþòñÿ ïîýìû è ïüåñû.

Что же представлял собой театр во времена Шекспира? Во-первых, он отличался особенным расположением и устройством сцены, которая напоминала либо трапецию, либо овал и выдавалась глубоко в партер. Это создавало иллюзию площадного действа, во время которого актёры, со всех сторон окружённые зрителями, выступали на обычных повозках. Такой эффект усиливало и отсутствие привычного для современного зрителя театрального занавеса. На самой же сцене, как правило, находились люки, из которых время от времени появлялись актёры, исполняющие роли призраков или других фантастических существ. Декорации практически отсутствовали, но обязательным элементом оформления сцены был балкон, на котором происходили самые разнообразные действия (вспомните сцену на балконе из изученной вами в 8 классе трагедии «Ромео и Джульетта»).

Во-вторых, для шекспировского театра была характерна особая исполнительская манера. Актёры часто импровизировали, отвечали на шутки зрителей. Большое внимание уделялось постановке голоса, звучание которого должно было напоминать музыку. Чтобы снять напряжение зрителей после сцен большого драматического накала, на подмостки выходили шуты.

Как и в эпоху античности, женские роли в театре времён Шекспира исполняли исключительно юноши.

Òðóïïà, àêòёðîì êîòîðîé áûë Øåêñïèð, ïîñòðîèëà äëÿ ñâîèõ âûñòóïëåíèé áîëüøîå çäàíèå òåàòðà,

Воссозданный театр «Глобус»


24

âîøåäøåå â èñòîðèþ ïîä íàçâàíèåì «Ãëîáóñ». Åãî óêðàøàëà âûâåñêà ñî ñëîâàìè, ñòàâøèìè àôîðèçìîì: «Âåñü ìèð ëèöåäåéñòâóåò». Ñïåêòàêëè ýòîé òðóïïû ïîëüçîâàëèñü áîëüøèì óñïåõîì, åё àêòёðîâ ïðèãëàøàëè èãðàòü ïðè äâîðå êîðîëåé, è â 1603 ãîäó îíà áûëà óäîñòîåíà ïî÷ёòíîãî çâàíèÿ «Êîðîëåâñêèå ñëóãè». Âî ìíîãîì ýòî ñòàëî âîçìîæíûì áëàãîäàðÿ åё òàëàíòëèâîìó äðàìàòóðãó, ñ 1599 ãîäà ñòàâøåìó òàêæå è ñîâëàäåëüöåì òåàòðà. «Ïî÷òè áåç ïîìîùè äåêîðàöèé, îïèðàÿñü ëèøü íà ñèëó âîîáðàæåíèÿ, êîòîðîå Øåêñïèð ïðîáóæäàë â çðèòåëÿõ, îí ìîã çàñòàâèòü èõ óâèäåòü â ïóñòîì ïðîñòðàíñòâå ñöåíû öåëóþ âñåëåííóþ — äàëёêèå è áëèçêèå ñòðàíû, îò Èòàëèè äî Áåðìóäñêèõ îñòðîâîâ, ïðîøëîå è íàñòîÿùåå ÷åëîâå÷åñòâà — îò Äðåâíåãî Ðèìà äî Àíãëèè XVI â.»[6].

Òåàòðàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ïîçâîëèëà Øåêñïèðó íàêîïèòü äåíüãè è êóïèòü íåäâèæèìîñòü â Ëîíäîíå è ðîäíîì Ñòðýòôîðäå, êóäà îí âåðíóëñÿ íà ïîñòîÿííîå ïðîæèâàíèå ïðèáëèçèòåëüíî â 1613 ãîäó. Èìåííî â ýòîì ãîðîäêå áûëî ñóæäåíî íàéòè ñâîё ïîñëåäíåå ïðèñòàíèùå âåëèêîìó ïîýòó, ÷åé ãåíèé íàñòîëüêî ïîòðÿñ ìèð, ÷òî äî ñèõ ïîð çàñòàâëÿåò åãî ëó÷øèå óìû äóìàòü íàä âîïðîñîì: «À áûë ëè Øåêñïèð?». Âåäü íå ñîõðàíèëîñü íå òîëüêî íèêàêèõ ðóêîïèñåé, íî äàæå ñòðîêè, íàïèñàííîé åãî ðóêîé. Íàèáîëåå âåñîìûì ïîâîäîì äëÿ ñîìíåíèé ñòàëî ñòðàííîå çàâåùàíèå, îáíàðóæåííîå ñïóñòÿ ïîëòîðà âåêà ïîñëå ñìåðòè ïîýòà. Îíî íå ñîäåðæàëî íè îäíîãî ôàêòà, óêàçûâàþùåãî íà òî, ÷òî åãî àâòîð èìåë êàêîå-ëèáî îòíîøåíèå ê ëèòåðàòóðå.  ðåçóëüòàòå àíàëèçà ýòîãî äîêóìåíòà ó ìíîãèõ ó÷ёíûõ ñëîæèëîñü âïå÷àòëåíèå, ÷òî åãî ñîñòàâèë ñàìûé îáû÷íûé ãîðîæàíèí. Òàêèå ïðåäïîëîæåíèÿ áûëè ïîäêðåïëåíû è äðóãèìè ñâèäåòåëüñòâàìè, íàïðèìåð, î íåîáðàçîâàííîñòè Øåêñïèðà. Ýòî è ñïîñîáñòâîâàëî âîçíèêíîâåíèþ òàê íàçûâàåìîãî «øåêñïèðîâñêîãî âîïðîñà», ñóùíîñòü êîòîðîãî ñîñòîèò â ñîìíåíèè: áûë ëè óðîæåíåö Ñòðýòôîðäà-íà-Ýéâîíå Âèëüÿì Øåêñïèð àâòîðîì èçäàííûõ ïîä åãî èìåíåì ïðîèçâåäåíèé?