Смекни!
smekni.com

Русская литература 10 класс Исаева стандарт (стр. 12 из 28)

Èññëåäîâàòåëè, îòâå÷àþùèå íà ýòîò âîïðîñ îòðèöàòåëüíî, íàçûâàþò áîëåå 30 ïðåòåíäåíòîâ íà âûñîêîå ïðàâî ñ÷èòàòüñÿ ñîçäàòåëåì íåïðåâçîéäёííûõ ëèòåðàòóðíûõ øåäåâðîâ. ×àùå äðóãèõ âñòðå÷àþòñÿ èìåíà òàêèõ èçâåñòíûõ àíãëè÷àí, êàê êîðîëåâà Åëèçàâåòà І, ìûñëèòåëü Ôðýíñèñ Áýêîí, äðàìàòóðã Êðèñòîôåð Ìàðëî, ãðàôû Äåðáè, Îêñôîðä è Ðýòëåíä. Ðîññèéñêèé ëèòåðàòóðîâåä È. Øàéòàíîâ îòìå÷àåò: «Êàæäûé ãîä ïîÿâëÿåòñÿ íîâàÿ ñåíñàöèÿ. Îäíàêî ñåãîäíÿ ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî

25

ãîðîæàíèí èç Ñòðýòôîðäà-íà-Ýéâîíå è ëîíäîíñêèé àêòёð Âèëüÿì Øåêñïèð (õîòÿ åãî æèçíü äåéñòâèòåëüíî îâåÿíà òàéíàìè) îñòàёòñÿ íàèáîëåå âåðîÿòíûì ïðåòåíäåíòîì, íàìíîãî ïðåâîñõîäÿùèì îñòàëüíûõ. À åãî ïüåñû, ê ñ÷àñòüþ, äîøåäøèå äî íàøèõ äíåé, íåèçìåðèìî óâëåêàòåëüíåå ëþáûõ äåòåêòèâíûõ äîãàäîê ïî ïîâîäó èõ àâòîðñòâà»[7].

Творчество Шекспира-драматурга принято делить на три периода:

Первый, так называемый оптимистический (1591–1601 гг.), ознаменован появлением произведений, которые пронизаны верой в победу добра над злом, торжеством человечности, ума и справедливости. Наи более известные среди них — исторические хроники[8] «Ричард III», «Генрих ІV», а также искромётные комедии «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь». В этот период Шекспиром были написаны и его первые трагедии: «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь».

Второй период (1601–1608 гг.) исследователи называют трагическим. Именно в это время в его произведениях звучит настроение глубокого разочарования в идее гуманистической идеализации человека, проповедуемой в эпоху Возрождения. «Чем больше Шекспир познавал жизнь, тем очевиднее становилось ему, что человек далёк от совершенства. Для него мерилом служили не мелкие и не рядовые люди. Ничтожества всегда встречались среди людей. Взор Шекспира обращался на людей по-настоящему значительных — умных, энергичных, волевых, выделяющихся различными способностями и доблестями. И вот среди этих поистине больших людей, к тому же вознесённых на самые вершины власти и могущества, он обнаруживал несовершенства даже более значительные и подчас страшные, чем у людей рядовых»,[9] — писал известнейший шекспировед А. А. Аникст. Этот критический взгляд на мир наиболее ярко отображён в трагедиях «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра».

Яркая черта третьего, так называемого романтического периода (1608–1613 гг.), — появление произведений, в которых сочетаются черты двух драматических жанров — трагедии и комедии. С одной стороны, они пронизаны драматизмом, с другой — для них характерны счастливые финалы. Такими, например, являются трагикомедии «Перикл», «Зимняя сказка», «Буря».

Âñåãî ïåðó Øåêñïèðà ïðèíàäëåæèò 37 ïüåñ, 154 ñîíåòà è 2 ïîýìû. Áîëüøèíñòâî èç ýòèõ ïðîèçâåäåíèé è íûíå ïîðàæàåò ÷èòàòåëåé ñèëîé ïîýòè÷åñêîãî ñëîâà, ãëóáèíîé ôèëîñîôñêîé ìûñëè, ÿðêîñòüþ õóäîæåñòâåííûõ îáðàçîâ.

26

1. Как вы думаете, почему о жизни Шекспира сохранилось мало достоверных сведений?

2. Расскажите об особенностях театра времён Шекспира.

3. В чём состоит сущность «шекспировского вопроса»? Каковы причины его возникновения?

4. Заполните в тетради такую таблицу:

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА-ДРАМАТУРГА

Название периода

Хронологические рамки

Жанры и названия произведений

5. Подготовьтесь к ролевой игре «Интервью с Шекспиром».

6. Пользуясь материалами статьи и дополнительной литературой, подготовьте рассказ о жизни и творчестве Шекспира для календаря знаменательных дат.

Óçíàåì î âûäàþùåéñÿ ëè÷íîñòè

Èìÿ Àëåêñàíäðà Àáðàìîâè÷à Àíèêñòà (1910–1988) èçâåñòíî êàæäîìó èññëåäîâàòåëþ òâîð÷åñòâà Øåêñïèðà. Ëèòåðàòóðîâåä, äîêòîð èñêóññòâîâåäåíèÿ, ïî÷ёòíûé äîêòîð ëèòåðàòóðû Áèðìèíãåìñêîãî óíèâåðñèòåòà ïîäàðèë ïî÷èòàòåëÿì òàëàíòà âåëèêîãî áðèòàíöà öåëûé ðÿä áåñöåííûõ êíèã: «Ïåðâûå èçäàíèÿ Øåêñïèðà», «Øåêñïèð: Ðåìåñëî äðàìàòóðãà», «Òâîð÷åñòâî Øåêñïèðà», «Øåêñïèð», «Òðàãåäèÿ Øåêñïèðà “Ãàìëåò”».  1975 ã. À. À. Àíèêñò èíèöèèðîâàë ñîçäàíèå Øåêñïèðîâñêîé êîìèññèè ïðè Àêàäåìèè íàóê ÑÑÑÐ è 13 ëåò áûë åё áåññìåííûì ïðåäñåäàòåëåì. Êîìèññèÿ ïåðèîäè÷åñêè îðãàíèçóåò ìåæäóíàðîäíûå êîíôåðåíöèè, íàó÷íûå âñòðå÷è øåêñïèðîâåäîâ, èçäàёò ñáîðíèêè ñòàòåé. Ïîäðîáíî óçíàòü î åё ðàáîòå ìîæíî íà ñàéòå «Øåêñïèðîâñêèé ïîðòàë». Òðàäèöèîííî âî âðåìÿ Øåêñïèðîâñêèõ ÷òåíèé, êîòîðûå ïðîâîäÿòñÿ â Ìîñêâå êàæäûå äâà ãîäà, âûñòàâëÿþò ðÿäîì ïîðòðåòû àíãëèéñêîãî ìàñòåðà ñëîâà è ðîññèéñêîãî èññëåäîâàòåëÿ åãî òâîð÷åñòâà.