Íà ïóòè ê âåðøèíàì èñêóññòâà ñëîâà æåëàåì âàì ìàëåíüêèõ è áîëüøèõ îòêðûòèé, ðàäîñòè îáùåíèÿ è ïîäëèííîãî ýñòåòè÷åñêîãî íàñëàæäåíèÿ îò âñòðå÷è ñ ïðåêðàñíûì. Êàê ïèñàë ðóññêèé ïîýò Âàëåðèé Áðþñîâ:
Ïóñêàé ìîé äðóã, ðàçðåçàâ òîì ïîýòà,
Óïüёòñÿ â íёì è ïðåëåñòüþ ñîíåòà È áóêâàìè ñïîêîéíîé êðàñîòû!
Èòàê, ÷èòàéòå è ðàçìûøëÿéòå, íàñëàæäàéòåñü è ïåðåîñìûñëèâàéòå, ñïîðüòå è íå ñîãëàøàéòåñü… Äåðçàéòå è ïîçíàâàéòå ñåáÿ!
Àâòîðû
ЛИТЕРАТУРА. 10 класс |
4
СОДЕРЖАНИЕ
Приглашение к сотрудничеству . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Читателю ХХІ столетия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Этапы развития мировой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Общечеловеческое и национальное в литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Гимн достоинствам человека: из литературы эпохи ВозрожденияИскусство Возрождения в Западной Европе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Вильям ШЕКСПИР:
Таинственный гений драматургии и поэзии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Cонет 21 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Cонет 25 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Cонет 102 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Cонет 30 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Cонет 90 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Cонет 66 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 Особенности английского сонета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Как сравнивать оригинал и перевод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Cонет 130 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 К изучению трагедии «Гамлет». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 О развитии трагедии на рубеже XVI–XVII веков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Гамлет — вечный образ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Мигель де Сервантес СААВЕДРА:
Создатель бессмертного образа Дон Кихота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 К изучению избранных глав романа
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Призыв к царству разума: из литературы эпохи ПросвещенияКультура эпохи Просвещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Иоганн Вольфганг ГЁТЕ:
Светоч поэзии и науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 К изучению трагедии «Фауст» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Комментарий — помощник читателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
О жанровых особенностях «Фауста». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
От романтизма к реализму: из литературы первой половины XIX векаИстоки и развитие реализма в литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
К ВЕРШИНАМ ИСКУССТВА СЛОВА 5
Александр Сергеевич ПУШКИН:
«… в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной…». . . . . . . . . . . . . . . . 102
«…Вновь я посетил…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117 «Два чувства дивно близки нам…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 «Отцы пустынники и жёны непорочны…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Элегия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Пророк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Поэту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Обучение анализу стихотворения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Понятие о философской лирике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 К изучению романа в стихах «Евгений Онегин». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Понятие о романе в стихах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 Понятие об «онегинской строфе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ:
«…Гонимый миром странник, но только с русскою душой» . . . . . . . 153 Родина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 Дума . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 «Выхожу один я на дорогу…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 Пророк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 «Как часто, пёстрою толпою окружён…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 О подготовке доклада на литературную тему. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
К изучению романа «Герой нашего времени» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174
О психологическом, социально-психологическом романах
и внутреннем монологе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Николай Васильевич ГОГОЛЬ:
«Самая загадочная фигура в литературе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 К изучению повести «Шинель» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 К изучению поэмы «Мёртвые души» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 Понятие о сарказме как сатирическом приёме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
«Золотое столетие» социально-психологического романа . . . . . . . . . . . 214
Фредерик СТЕНДАЛЬ: «Наблюдатель человеческих характеров» . 215
К изучению романа «Красное и чёрное». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Оноре де БАЛЬЗАК: «Секретарь французского общества» . . . . . . . 226 К изучению повести «Гобсек» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
К изучению романа «Отец Горио». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Расцвет реализма: из литературы второй половины ХІХ векаРеализм в мировой литературе и искусстве
второй половины XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
ЛИТЕРАТУРА. 10 класс |
6