Смекни!
smekni.com

Русская литература 10 класс Исаева стандарт (стр. 27 из 28)

Âàæíîå ìåñòî îáðàç Ãàìëåòà çàíèìàåò è â óêðàèíñêîé ëèòåðàòóðå. Åìó ïîñâÿùåíû ñòèõîòâîðåíèÿ Ìàêñèìà Ðûëüñêîãî «Ïðèíö Äàíñüêèé», Åâãåíà Ïëóæíèêà «Õîäèòü. Âñå õîäèòü…», Áîðèñà Îëèéíûêà «ÕÕ âіê і Ãàìëåò», ïîýìà Ìèêîëû Áàæàíà «Ñìåðòü Ãàìëåòà».

1. Какие образы называют вечными?

2. Почему, на ваш взгляд, образ Гамлета стал «вечным»?

3. Кто из русских и украинских писателей обращался в своём творчестве к образу Гамлета?

4. Чем определяется важность образа Гамлета для молодого человека XXI столетия?

50

Íà çàìåòêó þíîìó èññëåäîâàòåëþ

 ïîèñêå èíòåðåñíûõ ìàòåðèàëîâ î Øåêñïèðå âàì ïîìîæåò «Óêðàèíñêèé øåêñïèðîâñêèé ïîðòàë» (www.shakespeare.zp.ua), íà êîòîðîì ðàçìåùåíà èíôîðìàöèÿ ïî òàêèì íàïðàâëåíèÿì:

- историко-культурный контекст, в котором творил Шекспир;

- биография великого британца;

- исследования его творчества украинскими литературоведами и переводоведами;

- жизнь произведений Шекспира в различных видах искусства.

Çäåñü âû ìîæåòå òàêæå îçíàêîìèòüñÿ ñ óñëîâèÿìè êîíêóðñà þíûõ øåêñïèðîâåäîâ.

Ïîäûòîæèì èçó÷åííîå

1. Èñïðàâüòå çàïèñè íåâíèìàòåëüíîãî ÷èòàòåëÿ:

- Шекспир родился 23 апреля 1616 г. в Лондоне.

- Перу Шекспира принадлежит 35 пьес, 152 сонета и 2 поэмы.

2. Ïîäãîòîâüòåñü ê äèñêóññèè «Áûë ëè Øåêñïèð?». Èñïîëüçóÿ ìàòåðèàëû ó÷åáíèêà è äîïîëíèòåëüíóþ ëèòåðàòóðó, ïîäáåðèòå àðãóìåíòû ê ðàçðåøåíèþ øåêñïèðîâñêîãî âîïðîñà[14].

3. Íàïèøèòå ïðåäèñëîâèå ê ñáîðíèêó ïðîèçâåäåíèé Øåêñïèðà, â êîòîðîì áóäóò ïðåäñòàâëåíû åãî ñîíåòû è òðàãåäèÿ «Ãàìëåò».

4. Êàêèì âû ïðåäñòàâëÿåòå ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ ñîíåòîâ Øåêñïèðà?

5. ×åì àíãëèéñêèé ñîíåò îòëè÷àåòñÿ îò èòàëüÿíñêîãî?

6. Ïîäãîòîâüòå ñîîáùåíèå î ñâîåîáðàçèè äðàìàòóðãèè Øåêñïèðà.

7. Êàêîé êîíôëèêò íàõîäèòñÿ â öåíòðå òðàãåäèè «Ãàìëåò»?

8. Îïðåäåëèòå çàâÿçêó, êóëüìèíàöèþ è ðàçâÿçêó â ñþæåòå ïüåñû.

9. Íà êàêèå ãðóïïû ìîæíî ðàçäåëèòü ïåðñîíàæåé?

10. Â ÷ёì ñîñòîèò òðàãåäèÿ Ãàìëåòà? ×òî çàñòàâèëî åãî íàäåòü ìàñêó áåçóìèÿ?

11. Äàéòå îöåíêó ìèðà, êîòîðûé îêðóæàåò Ãàìëåòà.

12. Ïî÷åìó ìîíîëîã «Áûòü èëü íå áûòü» íàçûâàþò âûñøåé òî÷êîé ðàçäóìèé è ñîìíåíèé ãëàâíîãî ãåðîÿ?

13. Âíèìàòåëüíî ðàññìîòðèòå ñêóëüïòóðíîå èçîáðàæåíèå Ãàìëåòà (ñ. 44). Êàê âû äóìàåòå, ïî÷åìó ñêóëüïòîð èçîáðàçèë ïðèíöà èìåííî òàê?

14. Ñðàâíèòå ñîíåò 66 è ìîíîëîã «Áûòü èëü íå áûòü».

15. Äåìîíñòðèðóåò ëè àâòîð ñâîþ ïîçèöèþ ïî îòíîøåíèþ ê èçîáðàæàåìîìó â òðàãåäèè? Àðãóìåíòèðóéòå îòâåò.

51

16. Äîêàæèòå, ÷òî «Ãàìëåò» — ôèëîñîôñêàÿ òðàãåäèÿ.

17. Ïîäãîòîâüòå äîêëàä íà îäíó èç òåì:

- «Система образов трагедии В. Шекспира “Гамлет”»; - «Проблематика пьесы».

18. ×åì ïîõîæè äàòñêîå ïðåäàíèå î ïðèíöå Àìëåòå è èñòîðèÿ, ðàññêàçàííàÿ Øåêñïèðîì? ×òî â íèõ ðàçëè÷íîãî?

19. Ñìîòðåëè ëè âû ñïåêòàêëè, õóäîæåñòâåííûå ôèëüìû, ñîçäàííûå ïî òðàãåäèè «Ãàìëåò»? Åñëè äà, òî ñðàâíèòå èõ ñ ïåðâîèñòî÷íèêîì.

20. Ïðåäñòàâüòå èäåè äëÿ ñîçäàíèÿ àôèøè ê ñîâðåìåííîé ïîñòàíîâêå ïüåñû.

Ïðîãóëêè ïî ìåñòàì âåëèêèõ âäîõíîâåíèé

Øåêñïèðó è åãî ãåðîÿì ïîñâÿùåíî ìíîæåñòâî ðàçíîîáðàçíûõ ïàìÿòíèêîâ è íà åãî ðîäèíå, è çà åё ïðåäåëàìè. Ñðåäè íàèáîëåå èíòåðåñíûõ — ìîíóìåíòàëüíûé ñêóëüïòóðíûé àíñàìáëü, îòêðûòûé â 1888 ã. â Ñòðýòôîðäå (ñêóëüïòîð — Ðîíàëüä Ñàòåðëåíä Ãàóýð). Âåëèêèé äðàìàòóðã è ïîýò âîññåäàåò íà âûñîêîì ïîñòàìåíòå, óêðàøåííîì ëàâðîâûìè âåíêàìè. Âîêðóã íåãî — ôèãóðû ÷åòûðёõ ëèòåðàòóðíûõ ãåðîåâ — Ëåäè Ìàêáåò, ðûöàðÿ-øóòà Äæîíà Ôàëüñòàôà, þíîãî ïðèíöà — áóäóùåãî êîðîëÿ Ãåíðèõà V — è Ãàìëåòà, ñêëîíèâøåãîñÿ íàä ÷åðåïîì áåäíîãî Éîðèêà. Âûáîð ýòèõ ïåðñîíàæåé íå ñëó÷àåí. Ñêóëüïòîð òàêèì îáðàçîì ñòðåìèëñÿ ïîä÷åðêíóòü ÷åòûðå ãðàíè äàðîâàíèÿ Øåêñïèðà — ãåíèàëüíîãî ñîçäàòåëÿ òðàãåäèé, êîìåäèé, ëþáèòåëÿ èñòîðèè è ôèëîñîôèè.