Смекни!
smekni.com

Русская литература 10 класс Исаева стандарт (стр. 3 из 28)

Ги де МОПАССАН: Мастер новеллы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 К изучению новеллы «Пышка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256 К изучению новеллы «Мадемуазель Фифи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259 К изучению новеллы «Два приятеля» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 К изучению новеллы «Дядюшка Милон» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260

К изучению новеллы «Тётушка Соваж» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261 К изучению новеллы «Лунный свет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261

Генрик Иоганн ИБСЕН:

Великое восхождение северного художника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 К изучению пьесы «Кукольный дом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269

Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ:

Родоначальник русского национального театра . . . . . . . . . . . . . . . . . 278

К изучению драмы «Гроза» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283 К изучению драмы «Бесприданница». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 О драме как литературном жанре. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ: Летописец русской интеллигенции . . . 301 К изучению романа «Отцы и дети» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 Понятие о стиле писателя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318

Фёдор Иванович ТЮТЧЕВ: «Поэт небесных и душевных бездн» . . 324 «Умом Россию не понять…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 «Я помню время золотое…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330 К. Б. («Я встретил вас…») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 «Слёзы людские, о слёзы людские…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 «Пошли, Господь, свою отраду…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334 Осенний вечер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 «Душа хотела б быть звездой…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336 «О, как убийственно мы любим…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336 «Нам не дано предугадать…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339

Афанасий Афанасьевич ФЕТ: «Поклонник вечной красоты». . . . . . 342 «Шёпот, робкое дыханье…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348 «Ещё весны душистой нега…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 Осень. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350

Поэтам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350 Чудная картина…. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351 «Какая ночь! Как воздух чист…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353

Деревня. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354

В ожидании новой встречи с искусством слова

Познаём себя через книгу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360 Словарик литературоведческих терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362 Ответы на литературные игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366

Сведения об авторах эпиграфов, использованных в учебнике . . . . . . . . 367


К ВЕРШИНАМК ВЕРШИНАМ ИСКУССТВА ИСКУССТВА СЛОВА СЛОВА 7

×ÈÒÀÒÅËÞ ÕÕI ÑÒÎËÅÒÈß

Àâòîð ïèøåò òîëüêî ïîëîâèíó êíèãè: äðóãóþ ïîëîâèíó ïèøåò ÷èòàòåëü. Äæîçåô Êîíðàä

ÀÍÊÅÒÀ ÑÎÂÐÅÌÅÍÍÎÃÎ ×ÈÒÀÒÅËß

- Любите ли вы читать? Какое место в вашей жизни занимает художественная литература?

- «Книгу нужно уметь находить; её надо отыскивать; и, найдя, — беречь, хранить», — считал русский философ Василий Розанов. Удалось ли вам уже найти такие книги? Расскажите о них.

- Много веков идёт дискуссия об истинном предназначении искусства: искусство ради искусства; ради поучения или развлечения; искусство как отображение действительности. А вы как думаете? Поделитесь своими мыслями.

- Подумайте над словами русского философа Льва Шестова: «Читатель существует для писателя». Важно ли для писателя найти «своего читателя»? Можно ли перефразировать цитату и сказать, что и писатель существует для читателя?

- Давайте пофантазируем. Вы — писатель. В каком жанре вы хотели бы писать? Есть ли уже у вас первые пробы пера? Расскажите о них.

- Поделитесь, как вы находите нужную вам книгу.

- Знакомы ли вы с Интернет-библиотеками? Какие книги вас интересуют в первую очередь?

- Пользуетесь ли вы «онлайн-каталогами», чтобы удобно и быстро находить информацию о нужной вам книге?

- Знакомы ли вы с электронными книгами — «ридерами», устройствами, позволяющими читать литературу на электронных носителях, которые имитируют книгу? Как вы думаете, какое будущее ожидает электронные книги?

- Как вы относитесь к аудиокнигам? Объясните вашу позицию.

- Познакомьтесь с мыслями о чтении и читателе немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии Германа Гессе и русского писателя, переводчика Владимира Набокова. Прокомментируйте прочитанное.

8 ЛИТЕРАТУРА. 10 класс

Î ×ÒÅÍÈÈ

Á

îëüøèíñòâî ëþäåé ÷èòàòü íå óìååò, áîëüøèíñòâî äàæå íå çíàåò òîëêîì, çà÷åì ÷èòàåò. Îäíè ïîëàãàþò ÷òåíèå ïî áîëüøåé ÷àñòè òðóäîёìêèì, íî íåèçáåæíûì ïóòёì ê «îáðàçîâàííîñòè», è ïðè âñåé ñâîåé íà÷èòàííîñòè ýòè ëþäè â ëó÷øåì ñëó÷àå ñòàíóò «îáðàçîâàííîé» ïóáëèêîé. Äðóãèå ñ÷èòàþò ÷òåíèå ëёãêèì óäîâîëüñòâèåì, ñïîñîáîì óáèòü âðåìÿ, â ñóùíîñòè, èì áåçðàçëè÷íî, ÷òî ÷èòàòü, ëèøü áû ñêó÷íî íå áûëî.

(…) Îò ÷òåíèÿ, êàê îò âñÿêîãî øàãà è âñÿêîãî âçäîõà, íóæíî ÷åãî-òî æäàòü, íóæíî îòäàâàòü ñèëû, ÷òîáû âçàìåí îáðåñòè áîëüøóþ ñèëó, íóæíî ïîòåðÿòü ñåáÿ, ÷òîáû îáðåñòè ñåáÿ âíîâü áîëåå ãëóáîêî ñîçíàþùèì. Íå èìååò öåííîñòè çíà÷åíèå èñòîðèè ëèòåðàòóðû, åñëè êàæäàÿ ïðî÷èòàííàÿ êíèãà íå ñòàëà íàì ðàäîñòüþ èëè óòåøåíèåì, èñòî÷íèêîì ñèëû èëè äóøåâíîãî ïîêîÿ. (…)

 äðåâíîñòè ó áîëüøèíñòâà íàðîäîâ ïèñüìî è ÷òåíèå áûëè òàéíûìè èñêóññòâàìè, äîñòóïíûìè ëèøü æðåöàì; ñ÷èòàëîñü âåëèêèì, íåîáû÷àéíûì ñîáûòèåì, åñëè ìîëîäîé ÷åëîâåê ðåøàëñÿ ïðèñòóïèòü ê èçó÷åíèþ ýòèõ ìîãóùåñòâåííûõ èñêóññòâ. Äîáèòüñÿ ýòîãî áûëî íåïðîñòî — ê òàéíàì äîïóñêàëèñü ëèøü íåìíîãèå, è ýòî ïðàâî ïðèîáðåòàëîñü öåíîé ñàìîîòðå÷åíèÿ è æåðòâ. (…)

Íàâûê ÷òåíèÿ äàёòñÿ ñåãîäíÿ âñÿêîìó, íî ëèøü íåìíîãèå ïîíèìàþò, êàêîé ìîãóùåñòâåííûé òàëèñìàí èì âðó÷ёí. Ðåáёíîê, ãîðäûé ñâîèì íåäàâíî óñâîåííûì çíàíèåì àçáóêè, ó÷èòñÿ ÷èòàòü ñòèõè è àôîðèçìû, çàòåì íåáîëüøèå ðàññêàçû, âïåðâûå áåðёòñÿ çà ñêàçêè, à çàòåì — íå èìåþùåå ïðèçâàíèÿ áîëüøèíñòâî ïðèìåíÿåò ñâîё óìåíèå ÷èòàòü ëèøü ê ðåïîðòàæàì è êîììåð÷åñêèì ãàçåòíûì ñòàòüÿì, è ëèøü íåìíîãèå èçáðàííèêè îñòàþòñÿ âî âëàñòè ÷àð è óäèâèòåëüíîãî âîëøåáñòâà áóêâ è ñëîâ (âåäü êàæäîå èç íèõ íåêîãäà áûëî âîëøåáíûì ñëîâîì, ìàãè÷åñêèì çàêëèíàíèåì). Ýòè-òî íåìíîãèå è ñòàíóò ÷èòàòåëÿìè. (…) È êàæäîìó èñòèííîìó ÷èòàòåëþ áåñêîíå÷íî îãðîìíûé ìèð êíèã îòêðûâàåòñÿ ïî-èíîìó, êàæäûé â íёì èùåò è íàõîäèò åùё è ñåáÿ ñàìîãî.