Смекни!
smekni.com

Русская литература 10 класс Исаева стандарт (стр. 8 из 28)

2. Îáðàùåíèå ê àíòè÷íîñòè êàê èñòî÷íèêó çíàíèé è îáðàçöó òâîð÷åñòâà.

Èìåííî ýòà òåíäåíöèÿ ïîâëèÿëà íà íàçâàíèå ýïîõè, â îñíîâó êîòîðîãî ïîëîæåíà ìûñëü î âîçðîæäåíèè êëàññè÷åñêîé äðåâíîñòè, íåñêîëüêî ïðèçàáûòîé çà ïîñëåäíèå ñòîëåòèÿ. Ãóìàíèñòû âîçðîæäàþò èäåàë ãàðìîíè÷åñêè ðàçâèòîãî ÷åëîâåêà, ñîçäàííûé åùё äðåâíèìè ãðåêàìè è ðèìëÿíàìè. Îíè èñïîëü-

17

çóþò ñþæåòû èç àíòè÷íîé èñòîðèè è ìèôîëîãèè, îáðàùàþòñÿ ê àíòè÷íûì òåìàì è ìîòèâàì. Òàê, Øåêñïèð, îñìûñëèâàÿ óðîêè äðåâíîñòè, ïèøåò òðàãåäèè «Àíòîíèé è Êëåîïàòðà», «Þëèé Öåçàðü».

3. Ñâåòñêèé õàðàêòåð êóëüòóðû.

 ýòó ýïîõó ïîÿâëÿåòñÿ ìíîæåñòâî òàê íàçûâàåìûõ ñâåòñêèõ ïðîèçâåäåíèé, òî åñòü æàíðîâî è òåìàòè÷åñêè íå ñâÿçàííûõ ñ öåðêîâíîé ëèòåðàòóðîé. Êàê îòìå÷àåò èçâåñòíûé ëèòåðàòóðîâåä Á. Ïóðèøåâ, ïèñàòåëåé Âîçðîæäåíèÿ ïðåæäå âñåãî ìàíèëà çåìíàÿ æèçíü â åё êðàñî÷íîé ïîäëèííîñòè, äèíàìèêå, çàõâàòûâàþùèõ ïðîòèâîðå÷èÿõ è ïîðàæàþùåì ìíîãîîáðàçèè. Íàïðèìåð, èòàëüÿíåö Äæîâàííè Áîêêà÷÷î ñîçäàёò ñâîé çíàìåíèòûé «Äåêàìåðîí» — ñáîðíèê íîâåëë, êîòîðûé îòêðûâàåò ÷èòàòåëþ ìíîãîöâåòíóþ ïàíîðàìó íðàâîâ èòàëüÿíñêîãî îáùåñòâà. Åãî ïåðñîíàæè — ëþäè ðàçëè÷íûõ ñîñëîâèé è âîçðàñòîâ, ñ êîòîðûìè ïðîèñõîäÿò ñàìûå ðàçëè÷íûå ïðèêëþ÷åíèÿ.

4. Ôîðìèðîâàíèå ðåíåññàíñíîãî ðåàëèçìà êàê ìåòîäà îáðàçíîãî ïîçíàíèÿ ìèðà.  ñâîèõ ïðîèçâåäåíèÿõ ãóìàíèñòû ïîêàçûâàþò äåéñòâèòåëüíîñòü âî âñёì åё ìíîãîîáðàçèè. ×àùå âñåãî èõ ãåðîè — íå íåáîæèòåëè, à ðåàëüíûå ëþäè, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ â êîíêðåòíûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèÿõ, ðåøàþò çåìíûå ïðîáëåìû. Êàê ïðàâèëî, ýòî ñèëüíûå ëè÷íîñòè, ñïîñîáíûå íåîðäèíàðíî ìûñëèòü è äåéñòâîâàòü. Îíè îêàçûâàþòñÿ â öåíòðå òðàãè÷åñêîãî êîíôëèêòà, îòðàæàþùåãî ñòîëêíîâåíèå ÷åëîâåêà ñ âðàæäåáíûì åìó îêðóæåíèåì. Òàêèìè, íàïðèìåð, ÿâëÿþòñÿ Ãàìëåò èç îäíîèìёííîé òðàãåäèè Øåêñïèðà, Äîí Êèõîò èç ðîìàíà âåëèêîãî èñïàíöà Ìèãåëÿ Ñåðâàíòåñà. Äëÿ ðåàëèçìà Âîçðîæäåíèÿ õàðàêòåðíà òàêæå ïîýòèçàöèÿ ÷åëîâå÷åñêîé ëè÷íîñòè, ñïîñîáíîñòè åё ê áîëüøîìó ÷óâñòâó. Ýòî ÿðêî îòîáðàæåíî â ïðî÷èòàííîé âàìè â 8 êëàññå ïüåñå Øåêñïèðà «Ðîìåî è Äæóëüåòòà».

Ýïîõà Âîçðîæäåíèÿ ïî-ðàçíîìó ïðîÿâèëà ñåáÿ â ñòðàíàõ Åâðîïû. Åё êîëûáåëüþ ïî ïðàâó ñ÷èòàþò Èòàëèþ, â êîòîðîé âïåðâûå âî âåñü ãîëîñ çàçâó÷àëè èäåè ãóìàíèçìà.

В развитии культуры Возрождения выделяют несколько этапов:

І. Проторенессанс (ХIII — начало ХІV вв.). Название периода происходит от греческого слова «протос» — первый, т. е. подготовивший Ренессанс. Для этого периода, имевшего место исключительно в культуре Италии (точнее — в Тоскане[2] и Риме), характерно переплетение черт старого и нового. Гордостью этого времени является Данте Алигьери — создатель «Божественной комедии».


18

II. Раннее Возрождение (ХІV–ХV вв.), которое ознаменовано началом ярких проявлений основных особенностей эпохи. В литературе ими стали сонеты Франческо Петрарки и новеллы Боккаччо («Декамерон»), в живописи — картины Боттичелли, в скульптуре — статуи Донателло. В XIV в. в итальянской музыке появился новый жанр — мадригал (от позднелат. matricale — «песня на родном языке»). Это небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания, возникшее на основе пастушеских песен. Писались мадригалы на стихи современных итальянских поэтов.

III. Высокое Возрождение (конец ХV в. — первая треть ХVI в.), когда ренессансное искусство вступило в фазу своего наивысшего расцвета. Выдающимися представителями этого этапа в литературе были французы Франсуа Рабле и Пьер Ронсар, а также нидерландец Эразм Роттердамский. Именно в это время развивается героическая поэма, главный персонаж которой — человек, рождённый для великих дел. Самое известное произведение этого жанра — «Лузиады», написанное португальцем Луисом Камоэнсом и воспевающее открытие Индии Васко де Гаммой.