Высокое Возрождение подарило миру Леонардо да Винчи — наиболее яркое воплощение ренессансного типа человека, в котором сочетались таланты живописца, скульптора, архитектора, музыканта, писателя и учёного. Самым известным его творением в живописи является картина «Джоконда», вдохновившая американского писателя ХХ в. Рея Дугласа Брэдбери на написание новеллы «Улыбка», которую вы читали в 6 классе. В это же время свои бессмертные шедевры создавали такие великие мастера кисти, как Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Их вдохновляли не только произведения античности, но и Библия, из которой они заимствовали сюжеты и образы.
Именно в эпоху Высокого Возрождения происходят значительные события в музыке: развиваются различные светские жанры, формируются национальные музыкальные школы.
ІV. Позднее Возрождение (вторая половина XVI в. — начало XVII в.), характеризующееся кризисом гуманистического мировоззрения. В эти годы в Европе усиливается упадок экономики и торговли, католицизм ведёт активную борьбу с идеями гуманистов. Многие учёные и писатели осознают, что их идеалы разбиваются о жестокую действительность, что вера в победу добра над злом претерпевает крушение. Трагизм жизни находит своё отображение в искусстве. Яркое подтверждение тому — трагедии Шекспира и роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», картины испанца Эль Греко, немца Альбрехта Дюрера, нидерландца Питера Брейгеля.
Ýïîõà Âîçðîæäåíèÿ èìåëà ðàçëè÷íóþ äëèòåëüíîñòü è ñâîè íàöèîíàëüíûå îñîáåííîñòè â êàæäîé ñòðàíå Åâðîïû. Íî åё âûäàþùèåñÿ îòêðûòèÿ, êàê â íàóêå, òàê è â èñêóññòâå, ãäå áû îíè íè áûëè ñäåëàíû, äî ñèõ ïîð âûçûâàþò îäèíàêîâî áîëüøîé èíòåðåñ ó ëþäåé èç ñàìûõ ðàçíûõ óãîëêîâ ìèðà.
1. Какой принцип стал основой идеологии Возрождения? В чём его сущность?
2. Раскройте наиболее яркие особенности искусства этой эпохи.
3. Какую роль в развитии ренессансной культуры сыграла Реформация?
4. Дайте характеристику этапам Возрождения.
5. Какие литературные жанры развивались в это время?
6. Используя материал статьи, заполните в тетради такую таблицу:
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
Страна | Писатели-гуманисты |
Италия | |
Франция | |
Англия | |
Испания | |
Нидерланды | |
Португалия |
7. Что объединяет деятелей Ренессанса и приверженцев классици зма? Чем отличаются их позиции?
8. Какие идеи эпохи Возрождения, на ваш взгляд, не утратили актуальности и в наше время?
9. Есть ли среди приведённых в статье высказываний гуманистов значимые лично для вас? Если да, объясните свой выбор.
10. Каким образом ренессансное мировоззрение отображено в картинах Боттичелли, Рафаэля и Брейгеля, репродукции которых размещены в учебнике? Какие этапы эпохи они представляют?
11. Как вы думаете, почему эпиграфом к этой статье выбраны слова Сократа?
12. Слышны ли отголоски эпохи Возрождения в современной литературе? Аргументируйте ответ.
Êàðòèíû èòàëüÿíöà Ñàíäðî Áîòòè÷åëëè (1444 èëè 1445–1510)
«Ðîæäåíèå Âåíåðû» è íèäåðëàíäöà Ïèòåðà Áðåéãåëÿ (1525–1569) «Ïàäåíèå Èêàðà» — ÿðêèå ïðèìåðû èñïîëüçîâàíèÿ ñþæåòîâ è îáðàçîâ àíòè÷íûõ ìèôîâ õóäîæíèêàìè Íîâîãî âðåìåíè. Ïîëîòíî «Ðîæäåíèå Âåíåðû» ïîñâÿùåíî áîãèíå ëþáâè è êðàñîòû, âîñïåòîé äðåâíèìè ãðåêàìè è ðèìëÿíàìè. Âåíåðà ñòîèò íà ïðåêðàñíîé ðàêîâèíå, åё çîëîòèñòûå êóäðè ðàçâåâàþòñÿ ïîä äóíîâåíèåì áîãà çàïàäíîãî âåòðà Çåôèðà è åãî æåíû Õëîðèäû. Âîò êàê ýòîò ýïèçîä îïèñàí â ìèôå: «Îêîëî îñòðîâà Êèôåðû ðîäèëàñü Àôðîäèòà, äî÷ü Óðàíà, èç áåëîñíåæíîé ïåíû ìîðñêèõ âîëí. Ëёãêèé, ëàñêàþùèé âåòåðîê ïðèíёñ åё íà îñòðîâ Êèïð[3]. Òàì îêðóæèëè þíûå Îðû[4] âûøåäøóþ èç ìîðñêèõ âîëí áîãèíþ ëþáâè. Ãäå òîëüêî ñòóïàëà Àôðîäèòà, òàì ïûøíî ðàçðàñòàëèñü öâåòû. Âåñü âîçäóõ ïîëîí áûë áëàãîóõàíèåì»[5]. Ïî îäíîìó èç ïðåäïîëîæåíèé, íà íàïèñàíèå ýòîé êàðòèíû õóäîæíèêà âäîõíîâèëè ïîýòè÷åñêèå ñòðîêè Àíæåëî Ïîëèöèàíî, ÿâëÿâøåãîñÿ ÷ëåíîì êðóæêà Ëîðåíöî Ìåäè÷è — èòàëüÿíñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî äåÿòåëÿ ýïîõè Âîçðîæäåíèÿ, ïîêðîâèòåëÿ íàóê è èñêóññòâ, ïîýòà. Èíòåðåñíî, ÷òî ïðåäñòàâèòåëè ýòîãî êðóæêà ñ÷èòàëè Âåíåðó åùё è áîãèíåé ÷åëîâå÷íîñòè, êîòîðàÿ ó÷èò ëþäåé ðàçóìó è äîáëåñòè.
 îñíîâó êàðòèíû íèäåðëàíäñêîãî õóäîæíèêà Ïèòåðà Áðåéãåëÿ ïîëîæåí ýïèçîä èç äðåâíåãðå÷åñêîãî ìèôà î Äåäàëå è Èêàðå, èçâåñòíîãî âàì åùё ñ 6 êëàññà. Èíòåðåñíî, ÷òî íà ïîëîòíå çðèòåëü ìîæåò âèäåòü è ïàõàðÿ, è ïàñòóõà, è ðûáîëîâà, íî òîëüêî íå ñàìîãî Èêàðà. Î åãî ïàäåíèè íàïîìèíàþò ëèøü áðûçãè íàä âîäîé è ïåðüÿ îò ðàñïàâøèõñÿ êðûëüåâ. Âíèìàòåëüíî ïðèñìîòðåâøèñü, â ïðàâîì óãëó êàðòèíû ìîæíî çàìåòèòü åäâà âûãëÿäûâàþùèå èç âîäû íîãè ãåðîÿ. Ñòàíîâèòñÿ ïîíÿòíî, ÷òî íà ãëàçàõ ó ýòèõ ëþäåé, ïðèâû÷íî çàíèìàþùèõñÿ ïîâñåäíåâíûì òðóäîì, ïðîèçîøëà òðàãåäèÿ. Íî ïî÷åìó æå íèêîãî èç íèõ íå âîëíóåò ãèáåëü Èêàðà? Ïî÷åìó îíè ñîâåðøåííî ñïîêîéíû è äàæå íå îòâëåêàþòñÿ îò ñâîèõ äåë? Âåäü Ïèòåð Áðåéãåëü çíàë, êàê ýòà ñèòóàöèÿ îïèñàíà â ïîýìå «Ìåòàìîðôîçû» äðåâíåðèìñêîãî ïîýòà Îâèäèÿ (8 êíèãà):