«Евгений Онегин» — роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр — роман в стихах. Роман — эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между другими людьми, историческими событиями). В стихах — лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим
героям.
Субъективное заключается в том, что автор впервые в литературе делает себя героем романа. Автор выступает как объективный повествователь. Нейтральный, он плавно «перетекает» из одного состояния в другое. Пушкин впервые дает дворянке крестьянское имя Татьяна. Евгений — имя реальное, Онегин — фамилия литературного персонажа. Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, то есть день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину всего петербургского общества. Также к дворянскому обществу принадлежит и Татьяна. В лице Татьяны объединились две тенденции: крестьянская культура и европейская. Именно Татьяна становится «законодательницей зала», она признается Онегину в любви, но не отказывается от своих традиций. Образ Татьяны в романе становится воплощением будущего в России. Намеки в образе Татьяны — художественная интуиция поэта. Когда Татьяна понимает, что влюблена в личность, в которой происходит борьба, ее спасает любовь ее родителей, и сразу же решается ее судьба — она ведет за собой общество. Любой художественный образ отражает ощущение действительности.
Образ Татьяны свидетельствует о том, что Пушкин чувствовал, что Россия пойдет собственным путем, не вписываясь в культуру европейских стран. Впервые в русской литературе Пушкин делает женский образ главным, поэтому он разрушает читательские стереотипы. С одной стороны, автор знает ее как реальное лицо, с другой — она плод авторского воображения. Поэтому литература и жизнь у Пушкина не имеет границ. Пушкин пытается воссоздать жизнь такой, какая она есть. Жизненность образа строится на внутренних противоречиях.