Смекни!
smekni.com

Идейно-художественное своеобразие романа МА Булгакова Мастер и Маргарита (стр. 1 из 7)

Министерство образования и науки

Хабаровского края

Реферат по литературе

за курс общего (полного) образования

ученика 11А класса МОУ СОШ №41

г. Комсомольска-на-Амуре

Михайлова Николая Витальевича

ТЕМ А: Идейно-художественное своеобразие романа М. А. Булгакова

«Мастер и Маргарита».

Руководитель: Юханова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

I кв. категории.

2007г.



План:

1.Вступление…………………………………………………………………..2-3стр. 2.Личность М.А. Булгакова…………………………………………………..4-6стр.

3.Главная проблема в романе М.А.Булгакова…………………....................7-8стр.

4.Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Мастер и

Маргарита»…………………………………………………………………...9-10стр.

5.Система образов героев романа……………………………....................11-21стр.

5.1.Мастер…………………………………………………………………...11-12стр.

5.2.Маргарита………………………………………………….....................12-13стр. 5.3.Историческая и художественная характеристика Воланда и его

свиты………………………………………………………………………...13-21стр. 5.4.Свита Воланда……………………………………………………………...13стр.

5. 5.Воланд…………………………………………………………………...13-15стр. 5.6.Азазелло…………………………………………………………………15-16стр.

5.7. Фагот……………………………………………………………………16-17стр.

5.8.Кот Бегемот……………………………………………………………..17-18стр.

5.9.Гелла………………………………………………………………………...18стр.

5.10.Абадонна………………………………………………….....................18-19стр.

5.11.Сатирическое изображение Москвы 30-х годов xx века…………...19-21стр.

6.Великий бал у Сатаны как апофеоз романа……………….....................22-23стр.

7.Заключение…...……………………………………………………………………...24-26стр.

7.1 Личностная аксиома. Сон Понтия Пилата как олицетворение победы

человека над самим собой………………………………………………….24-26стр.

Приложение №1…………………………………………………………….27-29стр.

8.Библиография……………………………………………...............................30стр.

Так кто же ты, наконец?

Я - часть той силы, что вечно хочет зла и

вечно совершает благо. В.Гѐте. “Фауст” [1].

1.Вступление. Цель реферируемой работы-исследования заключается в попытке рассмотреть и углубить знания по творчеству Михаила Афанасьевича

Булгакова в контексте русской литературы, акцентируя внимание на некоторых особенностях и аспектах его творчества:

-проследить идейно-художественные особенности романа “Мастер и Маргарита”;

-выявить специфику булгаковской интерпретации сюжета, очертить круг философских и этических проблем, поднятых в романе;

-раскрыть булгаковское понимание художественного творчества, взгляд писателя на предназначение литературы и положение художника в мире;

-осмыслить философскую позицию Булгакова;

-выявить принципы сюжетно-композиционного строения романа, его важнейшие эстетические особенности. Предметом исследования стали роман “Мастер и Маргарита” М.А.

Булгакова, монографии, справочники, энциклопедии, научная и

художественная литература, критические статьи российских литературоведов

Практическое значение данной работы определяется, прежде всего, возможностью использования материала в обзорных лекциях в старших классах и на факультативных занятиях с одарѐнными детьми.

Структура работы подчинена реализации еѐ целей. Она состоит из вступления, пяти глав, заключения, основанного на личностной аксиоме, и библиографии.

В работе были применены структурный, сравнительный, историко- литературный и текстуальный методы исследования.

Почему я обратился именно к творчеству М.А. Булгакова? Лично для меня, писатель – личность парадоксальная, как и его произведение «Мастер и Маргарита». Проблемы, волновавшие многие поколения человечества:

тематика, композиционное своеобразие романа уникальны. Это источник просвещения не только в области литературы, но и в истории, философии и всех прочих естественных наук (чего стоит только вопрос об измерении и изменении пространства и времени, описанном в одном из рассказов демоном- Фаготом перед балом Маргарите). Книга стала синтезом всего, что было передумано и перечувствовано М.А.Булгаковым. Роман вобрал в себя зрелый опыт художника, свѐл мотивы всего творчества писателя. Ничего не осталось лишним: московский быт 30-х годов; сатирическая фантастика и мистика; мотивы рыцарской чести и неспокойной совести; тема судьбы гонимого художника; тема любви, сильной, как сама смерть. Наконец, всѐ раскрыто, изложено и доказано. Автор вывел аксиомы, не требующие каких-либо доказательств. Наша задача – суметь правильно ими воспользоваться, понять основные принципы и позиции, которыми нужно руководствоваться в повседневной жизни. Равновесие добра и зла, существовавшее вне рамок времени, блистательно, мастерски описано в «Мастере и Маргарите». Эти понятия являются одним сложным элементом - атомом, состоящим из других более сложных частиц, подвластных в настоящее время не каждому современному человеку, и, несмотря на то, что они диаметрально противоположные по своему значению и смыслу, нельзя ставить их в разный ракурс.

Безусловно, роман «Мастер и Маргарита» является величайшим произведением. Далеко не все, что написано, понято и оценено людьми. Сколько бы раз я его ни перечитывал, мне открываются всѐ новые и новые идеи, заложенные в нѐм. Во вроде бы незаметных деталях открывается новый смысл. «Рукописи не горят»- эта простая истина проверена временем на бессмертном романе Булгакова. Булгаковский роман «Мастер и Маргарита» обобщил громадный диапазон человеческой мысли и тревожных исканий.

Приступая к реферату, я понимал, что изучение бессмертного романа требует от меня напряжѐнной интеллектуально-нравственной работы, а может быть, и радикального изменения своего миропонимания.

2. Личность М. А. Булгакова.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе. В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий

на жизнь литературным трудом и осененный громкой, но скандальной славой “Дней Турбиных”. Наконец, в 30-е годы Михаил

Афанасьевич – театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может (в это время он пишет свой нетленный шедевр “Мастера и Маргариту”). Надо сказать, что Булгаков – феноменальное явление советских времен. Он ненавидел писать на “социальный заказ”, в то время как в стране страх губил таланты и выдающиеся умы. Сам Михаил Афанасьевич был твердо уверен, что никогда не станет “илотом, панегиристом и запуганным услужающим”. В своем письме правительству в 1930 г. он признавался: “Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет”. Эта невероятная смелость была, очевидно, вызвана тем, что Булгаков никогда не отступался от своих творческих позиций, идей и оставался самим собой в самые тяжелые моменты жизни. А их у него было немало. Ему полной мерой довелось испытать на себе давление мощной административно-бюрократической системы сталинских времен, той, которую он впоследствии обозначил сильным и ѐмким словом “Кабала”. Многие его творческие и жизненные установки, реализованные в художественных произведениях и пьесах, встретили жестокий отпор. В жизни Булгакова были полосы кризисов, когда произведения его не печатали, пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе. О том, кто был главным его врагом, он выразился в письме В. В. Вересаеву[2]: “… И вдруг меня осенило! Я вспомнил фамилии! Это – Турбин, Кальсонер, Рокк и Хлудов (из “Бега”). Вот они, мои враги! Недаром во время бессонниц приходят они ко мне и говорят со мной: “Ты нас породил, а мы тебе все пути преградим. Лежи, фантаст, с загражденными устами.

Тогда выходит, что мой главный враг – я сам” … А не цензура, не бюрократы, не Сталин.… С последним у Булгакова были особые отношения. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но, несмотря на это, Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ. И умер не на нарах (хотя в те


времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели от нефросклероза, унаследованного от отца. Булгаков знал, что в Советском Союзе его вряд ли ждет блестящее литературное будущее (его произведения постоянно подвергались чудовищной критике), доведенный до нервного расстройства, он открыто писал Сталину (письмо это приобрело широкую известность): “…я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР ОБ ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЮ МОЕЙ Е.С.БУЛГАКОВОЙ3, которая к прошению этому присоединяется”. На самом деле, Булгаков по-своему любил Родину, не представлял себе жизни без советского театра, но.… Однажды он сказал: “Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был ненастоящий.