"Добудь все это, и ты станешь поэтессой, - закончила она, - а тогданаверняка сваришь суп даже из колбасной палочки".
И вот я отправилась на запад и стала странствовать по свету, чтобыстать поэтессой.
Я знала, что во всяком деле разум - это самое важное, а фантазия ичувство имеют лишь второстепенное значение, - так что прежде всего я решила обзавестись разумом. Но где его искать? "Иди к муравью и набирайсяот него мудрости", - сказал великий царь иудейский, об этом я слышалаеще в библиотеке; я ни разу не остановилась, пока наконец не добраласьдо большого муравейника. Там я притаилась и стала набираться мудрости.
Что за почтенный народ эти муравьи, и до чего же они мудрые! У нихвсе рассчитано до мелочей. "Работать и класть яйца, - говорят муравьи, означает жить в настоящем и заботиться о будущем", - и они так и поступают. Все муравьи делятся на благородных и рабочих. Положение каждого вобществе определяется его номером. У царицы муравьев - номер первый, и сее мнением обязаны соглашаться все муравьи, ибо она уже давным-давнопроглотила всю земную премудрость. Для меня было очень важно узнать обэтом. Царица говорила так много и так умно, что ее речи даже показалисьмне заумными. Она утверждала, например, что во всем мире нет ничего вышеих муравейника, а между тем тут же, рядом с ним, стояло дерево куда более высокое; этого, конечно, никто не мог отрицать, так что приходилосьпросто помалкивать. Как-то раз, вечером, один муравей вскарабкался постволу очень высоко и заблудился на этом дереве; он, правда, не добралсядо верхушки, но залез выше, чем когда-либо залезал любой другой муравей.А когда вернулся домой и стал рассказывать, что на свете есть кое-что иповыше их муравейника, то остальные муравьи сочли его слова оскорбительными для всего муравьиного рода и приговорили наглеца к наморднику идолговременному одиночному заключению. Вскоре после этого на дерево залез другой муравей, совершил такое же путешествие и тоже рассказал освоем открытии, но более осторожно и как-то неопределенно; и потому, чтоон был весьма уважаемый муравей, к тому же из благородных, ему поверили,а когда он умер, ему поставили памятник из яичной скорлупы - в знак уважения к науке.
- Мне часто приходилось видеть, - продолжала мышка, - как муравьи переносят яйца на спине. Однажды муравей уронил яйцо, и как он ни пыталсяподнять его, у него ничего не получалось. Подоспели два других муравьяи, не щадя сил, принялись ему помогать. Но они чуть не уронили своейсобственной ноши, а когда одумались, бросили товарища в беде и убежали,потому что ведь свое добро всякому дороже чужого. Царица муравьев увидела в этом лишнее доказательство тому, что муравьи обладают не толькосердцем, но и разумом. "Оба эти качества ставят нас, муравьев, выше всехразумных существ, - сказала она. - Разум, впрочем, стоит на первом месте, и я наделена им больше всех!" С этими словами царица величественноподнялась на задние лапки, и я проглотила ее; она так отличается от остальных, что ошибиться было невозможно. "Иди к муравью и набирайся у него мудрости!" - я и вобрала в себя мудрость вместе с самой царицей.
Потом я подошла поближе к большому дереву, которое росло у муравейника. Это был высокий, развесистый дуб, должно быть очень старый. Я знала,что на нем живет женщина, которую зовут дриадой. Она рождается, живет иумирает вместе с деревом. Об этом я слышала еще в библиотеке, а теперьсвоими глазами увидела лесную деву. Заметив меня, дриада громко вскрикнула: как и все женщины, она очень боялась нас, мышей; но у нее были наэто гораздо более веские причины, чем у других: ведь я могла перегрызтькорни дерева, от которого зависела ее жизнь. Я заговорила с ней ласковои приветливо и успокоила ее, а она посадила меня на свою нежную ручку.Узнав, зачем я отправилась странствовать по свету, она подсказала мне,что, быть может, я в тот же вечер добуду одно из тех двух сокровищ, которые мне осталось найти. Дриада объяснила, что дух фантазии - ее добрыйприятель, что он прекрасен, как бог любви, и подолгу отдыхает под сеньюзеленых ветвей, а ветви тогда шумят над ними обоими громче обычного. Онназывает ее своей любимой дриадой, говорила она, а ее дуб - своим любимым деревом. Этот узловатый, могучий, великолепный дуб пришелся ему подуше. Его корни уходят глубоко в землю, а ствол и верхушка тянутся высоко к небу, им ведомы и снежные холодные метели, и буйные ветры, и горячие лучи солнца.
"Да, - продолжала дриада, - там, на верхушке дуба, поют птицы и рассказывают о заморских странах. Только один сук на этом дубе засох, и нанем свил себе гнездо аист. Это очень красиво, и к тому же можно послушать рассказы аиста о стране пирамид. Духу фантазии все это очень нравится, а иногда я и сама рассказываю ему о жизни в лесу: о том времени,когда я была еще совсем маленькой, а деревце мое едва поднималось надземлей, так что даже крапива заслоняла от него солнце, и обо всем, чтобыло с тех пор и по сей день, когда дуб вырос и окреп. А теперь послушайменя: спрячься под ясменник и смотри в оба. Когда появится дух фантазии,я при первом же удобном случае вырву у него из крыла перышко. А ты подбери это перо - лучшего нет ни у одного поэта! И больше тебе ничего ненужно".
- Явился дух фантазии, перо было вырвано, и я его получила, - продолжала мышка. - Мне пришлось опустить его в воду и держать там до тех пор,пока оно не размякло, а тогда я его сгрызла, хотя оно было не слишкомудобоваримым. Да, нелегко в наши дни стать поэтом, сначала нужно многочего переварить. Теперь я приобрела не только разум, но и фантазию, а сними мне уже ничего не стоило найти и чувство в нашей собственной библиотеке. Там я слышала, как один великий человек говорил, что существуютроманы, единственное назначение которых - избавлять людей от лишнихслез. Это своего рода губка, всасывающая чувства. Я вспомнила несколькоподобных книг. Они всегда казались мне особенно аппетитными, потому чтобыли так зачитаны и засалены, что, наверное, впитали в себя целое моречувств.
Вернувшись на родину, я отправилась домой, в библиотеку, и сразу жевзялась за большой роман - вернее, за его мякоть, или, так сказать, сущность; корку же, то есть переплет, я не тронула. Когда я переварила этотроман, а потом еще один, я вдруг почувствовала, что у меня внутри что-тозашевелилось. Тогда я отъела еще кусочек от третьего романа - и сталапоэтессой. Я так и сказала всем. У меня начались головные боли, колики вживоте - вообще где у меня только не болело! Тогда я стала придумывать:что бы такое рассказать о колбасной палочке? И тотчас же в голове у менязавертелось великое множество всяких палочек - да, у муравьиной царицы,как видно, ум был необыкновенный! Сначала я вдруг ни с того ни с сеговспомнила про человека, который, взяв в рот волшебную палочку, становился невидимкой; потом вспомнила про палочку-выручалочку, потом про то,что "счастье не палка, в руки не возьмешь"; потом - что "всякая палка одвух концах"; наконец про все, чего я боюсь, "как собака палки", и дажепро "палочную дисциплину"! Итак, все мои мысли сосредоточились на всевозможнейших палках и палочках. Если ты поэт, то сумей воспеть и простуюпалку! А я теперь поэтесса, и не хуже других. Отныне я смогу каждый деньугощать вас рассказом о какой-нибудь палочке - это и есть мой суп!
- Послушаем третью, - сказал мышиный царь.
- Пи-и, пи-и! - послышалось за дверью, и в кухню стрелой влетела маленькая мышка, четвертая по счету, - та самая, которую все считали погибшей. Впопыхах она опрокинула колбасную палочку, обвитую черным крепом. Она бежала день и ночь, ехала по железной дороге товарным поездом,на который едва успела вскочить, и все-таки чуть не опоздала. По дорогеона потеряла свою колбасную палочку, но язык сохранила, и вот теперь,вся взъерошенная, протиснулась вперед и сразу же начала говорить, словнотолько ее одну и ждали, только ее и хотели послушать, словно на ней одной весь мир клином сошелся. Она трещала без умолку и появилась так неожиданно, что никто не успел ее остановить вовремя, и мышке удалось выговориться до конца. Что ж, послушаем и мы.
4.ЧТО РАССКАЗАЛА ЧЕТВЕРТАЯ МЫШЬ, КОТОРАЯ ГОВОРИЛА ПОСЛЕ ВТОРОЙ
- Я сразу же направилась в огромный город. Как он называется, я,впрочем, не помню: у меня плохая память на имена. Прямо с вокзала явместе с конфискованными товарами была доставлена в городскую ратушу, аоттуда побежала к тюремщику. Он много рассказывал об узниках, особеннооб одном из них, угодившем в тюрьму за неосторожно сказанные слова. Былосостряпано громкое дело, но в общем-то оно и выеденного яйца не стоило."Вся эта история - просто суп из колбасной палочки, - заявил тюремщик, но за этот суп бедняге, чего доброго, придется поплатиться головой". Понятно, что я заинтересовалась узником, и, улучив минутку, проскользнулак нему в камеру: ведь нет на свете такой запертой двери, под которой ненашлось бы щели для мышки. У заключенного были большие сверкающие глаза,бледное лицо и длинная борода. Лампа коптила, но стены уже привыкли кэтому и чернее стать не могли. Узник царапал на стене картинки и стихи,белым по черному, но я их не разглядывала. Он, видимо, скучал, и я быладля него желанной гостьей, поэтому он подманивал меня хлебными крошками,посвистывал и говорил мне ласковые слова. Должно быть, он очень мне обрадовался, а я почувствовала к нему расположение, и мы быстро подружились. Он делил со мной хлеб и воду, кормил меня сыром и колбасой - словом, жилось мне там великолепно, но всего приятней мне было, что оночень полюбил меня. Он позволял мне бегать по рукам, даже залезать в рукава и карабкаться по бороде; он называл меня своим маленьким другом. Ия его тоже очень полюбила, ведь истинная любовь должна быть взаимной. Язабыла, зачем отправилась странствовать по свету, забыла и свою колбасную палочку в какой-то щели, - наверное, она там лежит и по сю пору. Ярешила не покидать моего нового друга: ведь уйди я от него, у бедняги неосталось бы никого на свете, а этого он бы не перенес. Впрочем, я-то осталась, да он не остался. Когда мы виделись с ним в последний раз, онказался таким печальным, дал мне двойную порцию хлеба и сырных корок ипослал мне на прощанье воздушный поцелуй. Он ушел - и не вернулся. Ничего больше мне так и не удалось о нем узнать.