- Белмонтское училище, - подсзал мистер Слокум, - подготовит вас в университет.
Дик решительноокачал головой:
- И отнимет у меня три года, как и любая средняя школа. Нет, я наме- рен поступить в Калифорнийский университет не позднее чем через год. Ко- нечно, придется поработать. Но мозг у меня вроде кислоты: так и въедает- ся в книги. Я возьму себе преподавателей - десяток преподавателей, если понадобится, - и начну готовиться. Нанимать их я буду сам и выгонять - тоже сам. А для этого мне понадобятся деньги.
- Сто долларов в месяц достаточно? спросил мистер Крокетт.
Дик покачал головой.
- Я странствовал т года и не истратил ни гроша из своего капитала. Надеюсь, я сумею с толком распорядиться его частью здесь, в Сан-Францис- ко. Я еще не берусь управлять своими делами, но хочу иметь на руках че- ковую книжку, и на прилиую сумму. Деньги я буду тратить на то, что сочту нужным и как сочту нужным.
пекуны в ужасе переглянулись.
- Это нелепо, это невозможно, - начал мистер Крокетт возмущенно. - Вы такой же сорвиголова, как и до вашего уда.
- Уж какой есть, - вздохнул Дик. - И та размолвка вышла у насиз-за денег. А ведь тогда я хотел получить всего-навсего сто долларов - Но войдите же в наше положение. Дик, - принялся его увещевать мис- тер Дэвидсон. - Ведь мы ваши опекуны... Что скажут люди, если мы позво- лим вам, шестнадцатилетнему мальчику, свободно распоряжаться ваши деньгами?
- А что стоит теперь моя яхта "Фрида"? - неожиданно спсил Дик.
- Думаю, за нее в любое время дадут тысяч двадцать, - отозвался мис- тер Крокетт.
- Так продайте ее. Она для меня велика и вдовок с каждым годом те- ряет в цене. Мне нужна небольшая яхточка, чтобы я мог сам управлятею и плавать в нашей бухте, и стоить она должна не больше тысячи. А эту про- дайте и положите деньги на мое имя. Я знаю ведь, чего вы, все трое, бои- тесь: что я растранжирю свои деньги на кутежи да на лошадей и на певи- чек. Так я вот что вам предложу: пусть на эти деньги будет иметь пра каждый из нас четверых. Ив ту минуту, когда кто-либо из вас решит, что я трачу деньги зря, пусть он снимет со счета всю сумму. Могу также вам со- общить, что наряду с преподавателями, которые будут готовить меня в уни- верситет, я намерен пригласить специалиста из коммерческого колледжа: пусть научит меня тому, как дельцы ведут дела, пуствбивает мне в голо- ву всю эту механику.
Дик не стал ждать их согласия и продолжал, как будто это уже было ре- шено:
- А как с лошадьми Мэнло? Впрочем, я посмотрю их и тогда подумаю, что с ними делать. Миссис Соммерстон останется здесь и будет вести дом и хозяйство. Я и без того буду слишком занят. Вы не раскаетесь, дав мне полную волю в моих личных делах, обещаю. А теперь, если хотите послу- шать, как я жил эти три года, я вам, пожалуй, расскажу.
Дик Форрест не ошибся, заявив своим опекунам, что его мозг въедается в книги, точно кислота. Никогда еще, кажется, ни один юноша не получал столь необычного образования, - причеон руководил им сам, не отвергая порой и чужих советов. Умению использовать чужие мозги он, видимо, нау- чился у отца и у Джона Чайзома из Джингл-Боба. Там, в степи, он привык полгу сидеть молча и размышлять, в то время как ковбои вели неторопли- вую беседу у костра и фургона с продовольствием. Теперь благодаря своему ени и состоянию он легко добивался знакомства и бесед с профессорамидиректорами школ, всевозможными специалистами и дельцами; он мог слушать их долгие часы, лишь изредка вставляя слово, почти не спрашивая,а только впитывая в себя то, что они ему рассказывали, - и был доволен, если ему удавалось из этой мночасовой беседы извлечь хотя бы одну мысль, один факт, которые погли бы ему решить вопрос, какое именно об- разование ему нужно и как о получить.
Затем он начал выбирать себе преподавателей; и уж тут пошли такие приглашения и увольнения, такие вызовы и отказы, что все только диву да- вались. Молодой Форрест не стеснялся. С одними Дик занимался месяц, два или три, но с большинством расставался в первый же день или в первую не- делю; и неизменно платил в таких случаях за целый месяц вперед, даже ес- ли их попытка чему- научить его продолжалась не больше часа. Он всегда был в этих делах щедр и великодушен, - оттого что имел возможность поз- волить себе щедрость и великодушие.
Этот мальчик, который не раз подбирал объедки послеочегаров, запи- вая их водой из колонки, узнал на своей шкуре цену деньгам и что поку- пать самое лучшее в конце концов выгоднее всего. Для поступления в уни- верситет надо было прослушать годичный курс физики иимии. Покончив с алгеброй и геометрией, он обратился к видным профессорам физики и химии при Калифорнийском университете. Вначале профессор Кэйри рассмеялся ему в лицо.
- Мой милый мальчик... - сказал он.
Дик терпеливо дал ему высказаться, затем спокойно заявил:
- Поверьте, профессор, что я не дурак. Ученики средней школы и подго- товительного училища - просто младенцы. Они жизни не ают. И еще не знают, чего хотят или почему хотят того, чем их напичкали. Я знаю жизнь. Знаю, чего хочу и почему. Они занимаются физикой два часа в неделю в те- чение двух полугодий, что составляет вместе с каникуми целый год. Вы лучший преподаватель физики на всем Тихоокеанском побережье. Учебный год как раз кончается. Если вы посвятите мне всю первую неделю каникул, каж- дую минуту вашего времени, я пройду этот годичный курс физики. Во сколько цените вы такую неделю?
- Вы не купите ее и за тысячу долларов, - отозвался профессор Кэйри и решил, что вопрос исчерпан.
- Я знаю размеры вашего жалованья... - начал Дик.
- Ну, и сколько же я, по-вашему, получаю? - резко спросил профессор.
- Во всяком случае, не тысячу долларов в неделю, - так же резко воз- разил Дик, - и не пятьсот, и не двести пятьдесят... - Он поднял руку, ибо профессор хотел прервать его. - Вы сейчас сзали, что не можете продать мне свою неделю и за тысячу долларов. А я и не собираюсь поку- пать ее за эту цену. Я вам предлагаю две тысяч Господи! Ведь жить-то мне считанные годы!..
- А разве годы жизни можно купить? - насмешливо спросил профессор.
- Безусловно можно. Ради этого я здесь. Я покупаю за год три года, и ваша неделя - часть этогоода.
- Но я же еще не дал согласия, - заметил профессор Кэйри.
- Может быть, сумма вам кажется недостаточной? - холодно настаивал Дик. - Скажите, какую вы считаете справедливой?
И профессор Кэйри сдался.ак же сдался профессор Барсдейл - самый видный химик в городе.
оих преподавателей по алгебре и геометрии Дик уже возил охотиться на болота Сакраменто и СанХоакина и провел с ними там больше месяца. По- кончис физикой и химией, он отправился с историком и преподавателем литературы на охоту в округ Карри, в юго-западной части Орегона. Он сле- довал примеру своего отца: учился и развлекался, жил на свежем воздухе - и в результате прошел без особого напряжения обычный трехлетний курс средней школы в один год. Он стрелял дичь, ловил рыбу, плавал, трениро- вался и вместе с тем готовился в университет. И он стоял на верном пути. Он мог его избрать потому, чтоиллионы отца сделали его хозяином жизни. Деньги были для него всегда только средством. Он не умалял, но и не пре- увеличивал их значения. Он только попал на них все, что ему было нуж- но.
- Странная разновидность мотовства, я ничего подобного не встречал! - заметил мистер Крокетт, показывая остальным опекунам представленный Ди- ком годовой отчет. - Шестнадцать тысяч долларов ушло на учение, причем он сюда включил все расходы: стоимость железнодорожных билетов, чаевых, порох и патроны для преподавателей.
- Ну, экзамены он все-таки выдержал, - сказал мистер Слокум.
- Да, и приготовился за один год, - проворчал мистер Дэвидсон. - А мой внук, в то время как Дик начал готовиться, поступил в Белмонтское училище, и дай бог, если ему через два года удастся добраться до универ- ситета.
- Что ж, но могу сказать, - заявил мистер Крокетт, - отныне, сколько бы мальчик ни потребовал на свои расходы, ему можно доверить ка- кую угодно сумму.
- Теперь я сделаю маленькую передышку, - заявил Дик своим опекунам. - Я опять иду голова в голову со сими сверстниками, а уж насчет знания жизни - им до меня далеко. Я встречал немало мужчин и женщин, я узнал жизнь и видел так много хорошего и дурного, высокого и ничтожного, что сам иногда не верю - неужели это правда? Но я все видел своими глазами.
Отныне я уже не буду спешить. Я догнал других и пойду ровным шагом. Главное - не задерживаясь, переходить с курса на курс. И когда я окончу университет, мне будет всего двадцать один год. На учение денег теперь пойдет гораздо меньше, репетиторы уже не понадобятся, и можно будет тра- тить больше на развлечения.
Мистер Дэвидсон насторожился:
- А что вы разумеете под словом "развлечения"?..
- О, разные там студенческие общества, футбол... Не отставать же мне от других, сами понимаете. Кромтого, меня очень интересуют моторы, ра- ботающие на бензине. Я намерен построить первую в мире океанскую яхту с бензиновым двигателем...
- Еще взортесь, - покачал головой мистер Крокетт. - Все это вздор, все теперь мешались на бензине.
- Нет, не взорвусь, я приму меры, - ответил Д, - а для этого нужны эксперименты и деньги, и потому я прошу выдатьне новую чековую книжку, на тех же правах, что и раньше.
ГЛАВАЕСТАЯ
В университете Дик Форрест ничем не выделялся, разве только тем, что пропустил на первом курсе больше лекций, чем другие студенты. Но лекции, которые он пропускал, были ему не нужны, и он знал это. Преподаватели, подготовляя его к вступительным экзаменам, прошли с ним впере также и большую часть первого курса. Между прочим, он организовал футбольную ко- манду первокурсников, впрочем, такую слабую, что ее побеждали все, кому не лень.