Смекни!
smekni.com

Стихотворение Маяковского Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви

Любовь в лирике В. Маяковского… Этот традиционный мотив лирики подчеркивает нетрадиционность великого пролетарского поэта, сумевшего возвести интимную лирику в ранг лирики гражданской. Маяковский вошел в нашу культуру поэтическим знаменосцем Октября, выразителем наших революционных идеалов. Мы привыкли к такому Маяковскому. Маяковскому лозунгов и плакатов, автору «Левого марша», «Стихов о советском паспорте». Нам по душе его открытость, увлеченность строительством нового мира, его революционный напор, его бескомпромиссность в спорах. Но всегда ли мы отдаем себе отчет, какой сложной, противоречивой натурой был любимый поэт? Как он хотел быть понятым! Как ему хотелось, чтобы его слово дошло до сердца слушателей. В стихотворении «Домой» Маяковский писал:

Я хочу быть понят

моей страной…

И как часто ему не хватало этого понимания! В человеке, казалось бы, созданном на века, грубом, задиристом, но в груди которого, по словам А. Луначарского, «было заключено и билось горячее и нежное сердце». Миру корысти, пошлости, бездуховности Маяковский противопоставляет любовь. «Любовь – это сердце всего», – утверждал поэт. Маяковский много писал о любви. Это и поэма: «Люблю», «Про это», «Облако в штанах», стихотворения: «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Неоконченное». Во многих из них за личным, за интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, враждебный человеческому чувству, враждебный любви. На фоне других стихотворений о любви ярким, радостным и светлым гимном любви звучит стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», написанное в 1929 году.

«Письмо товарищу Кострову…» – одно из произведений, сосредоточивших в себе размышления поэта о любви и творчестве. Адресованное редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал Маяковский, стихотворение это представляет собой лирический монолог, где шутка соседствует с серьезной мыслью, разговорная речь – с высоким поэтическим словом, бытовая зарисовка – с подчеркнутой гиперболой.

Обывательским взглядам на любовь поэт противопоставляет большое чувство, которое является источником силы и творчества:

Любить –

это с простынь,

бессонницей рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая

своим

соперником.

Размышления о сущности любви постепенно и органично перерастают в размышления о вдохновении и творчестве:

На земле

огней – до неба…

В синем небе

звезд –

до черта.

Если б я

не был

поэтом,

я бы

стал бы

звездочетом…

Я хожу,

стишки пишу

в записную книжицу.

Любовь не отъединяет человека от мира, а крепче связывает его с ним, дает новую энергию для деятельности:

Мчат

авто

по улице,

а не свалят наземь.

Понимают

умницы:

человек –

в экстазе.

Поэтическое слово, окрыленное большим человеческим чувством, не знает преград и расстояний. Поэт сравнивает его с «золоторожденной кометой» и далее развертывает образ в целую живописную картину:

Распластан

хвост

небесам на треть,

блестит

и горит оперенье его,

чтоб двум влюбленным

на звезды смотреть

из ихней

беседки сиреневой.

Для поэта любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг, на геройство, на деятельность во имя человечества:

Чтоб подымать,

и вести,

и влечь,

которые глазом ослабли.

Любовь Маяковского требует полной самоотдачи, в ней нет места для компромиссов и расчетов:

Себя

до последнего стука в груди,

как на свиданьи,

простаивая,

прислушиваюсь:

любовь загудит –

человеческая,

простая.

В заключительных строках стихотворения Маяковский говорит о той огромной силе, которую дает человеку любовь. Она дает возможность справиться с любыми трудностями:

Ураган,

огонь,

вода

подступают в ропоте.

Кто

сумеет

совладать?

Можете?

Попробуйте…

Лирический герой Маяковского – человек, сумевший выразить всю силу, глубину и благородство человеческой души. В одном из стихотворений он писал:

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот – я,

весь

боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

моей великой души!

Многое недоговорил векам, истории и мирозданью поэт Маяковский, но главное успел сказать. И то, что мы сегодня продолжаем читать Маяковского, спорить и размышлять о его поэзии, говорит о том, что поэзия Владимира Маяковского сохранила свое «боевое звучание» и в наши дни.