М.Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов. По словам В.Г. Белинского, «все в его поэзии дышит самобытною и творческою мыслью». Такое восприятие поэзии Лермонтова было свойственно и другому великому современнику — Герцену: «Мужественная грустная мысль никогда не покидала его чела, — она пробивалась во всех его стихотворениях.» Эти слова поддерживались всем содержанием творчества Лермонтова, широким кругом идей, наполнявших его произведения, преобладанием напряженной мысли во внутренней жизни его героев. Но и мысль, и душевная мощь, как характерные черты лермонтовской лирики, тесно связаны с эпохой, которая породила творчество поэта.
Творчество Лермонтова — это прежде всего гениальное продолжение лучших идейных традиций русской литературы. Ненависть к самодержавию и произволу, стремление к свободе, горячая любовь к родине и народу — все это является в поэзии Лермонтова дальнейшим развитием тех общественных настроений, которые и до него волновали русскую литературу. О чем бы ни писал Лермонтов, образ родной земли, подвиги народа, исторические события неизменно становились главными источниками его вдохновения. Многие стихотворения наполнены глубокой любовью к Родине. Это и «Жалобы турка», и «Прощай, немытая Россия» и, конечно, «Родина». Его любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна, он не может все принять в своем отечестве. Его любовь — искреннее и горячее, но в то же время очень противоречивое чувство. «Люблю отчизну я, но странною любовью», — признается поэт в начале стихотворения. И далее продолжает:
Не победит ее рассудок мой,
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Что же любит этот поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданьям темной старины, записанным смиренными иноками-летописцами?.. Вот что он любит:
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рев ее, подобные морям…
Поэт любит природу родной страны, ее скромную красоту и непритязательную прелесть. Воссоздавая обобщенный пейзаж родины, поэт подчеркивает огромность ее просторов: бескрайние степи, безбрежные леса, подобные морям разливы рек. Даже тот «медленный взор», которым поэт «пронзает ночи тень», находится в каком-то недосказанном соотношении с безграничностью этих равнин: их, кажется, никогда не проедешь даже в «скачущей телеге». Поэт ощущает колорит грусти в картинах природы. Он избегает красочных эпитетов и упоминает лишь о чете берез на холме средь желтой нивы.
Поэту дорога своеобразная картина родной природы; но прежде всего ему дорог сам русский народ. На деревенских проселках в полную ширь и во всей красоте открылась лирическому герою его страна с ее неразгаданной тайной. Лермонтов с любовью смотрит на редкие признаки довольства крестьян: полное гумно, избу, крытую соломой, с резными ставнями окно; его радует неприхотливое веселье трудолюбивого мужичка:
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Во всем стихотворении ощущается оттенок не только утверждения, но и полемики. Это проявляется в словах поэта, что «отрада» при соприкосновении с народной жизнью знакома лишь «немногим». Поэт спорит. Он отстаивает свое право на любовь к родине без восторгов по поводу военной мощи николаевской монархии или сохранения старого уклада жизни. И в этом заметно расхождение Лермонтова со взглядами славинофилов на патриотизм. Это отметил Добролюбов. Он писал: «Лермонтов… обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно…» Поэт не отрицает прошедшего, но все же событийная сторона русской истории оставляет его равнодушным. Он любит не сохранившиеся обычаи предков, а чистоту и непосредственность, внутреннюю цельность национального характера, мир, близкий простой патриархальной жизни, к которой ближе всего стоит крестьянская, деревенская Россия.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина» свидетельствует о высоком художественном мастерстве поэта. Стихотворный язык Лермонтова сохраняет присущую его ранним, романтическим стихотворениям выразительность, Лермонтов не отказывается от широкого использования эпитетов, отражающих душевные переживания («холодное молчанье», «безбрежное колыханье», «дрожащие огни», «ночующий обоз» и др.). Взволнованная речь поэта насыщена вопросительными и восклицательными предложениями: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Реже поэт использует в этом стихотворении метафоры, особенно развернутые: «степей молчанье», «лесов колыханье». Стихотворение написано двусложным стихотворным размером с ударением на втором слоге — ямбом.
Поэзия Лермонтова предвещала поэзию революционных демократов и во многом повлияла на творчество Некрасова, который во второй половине XIX века много писал о своей любви к отчизне. А в начале XX века А. Блок выразит свою любовь к родной земле так же откровенно и искренне:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!