Смекни!
smekni.com

Эти разные-разные судьбы (стр. 3 из 4)

Сегодня мы посвящаем В. Шукшину устный журнал:

“Право рассказывать правду”

2. Страница первая. Многогранность таланта Василия Макаровича.

Выступает с сообщением 1-й ученик.

Шукшин родился в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. До прихода в литературу и кино работал слесарем, директором школы, служил во флоте. Вот что писатель говорил о себе:

“Я родом из деревни, крестьянин потомственный, традиционный. Очень рано пошел работать. Была война, и мы не доучивали в школах. Я окончил 7 классов и пошел работать в 14 лет. И только потом у меня в жизни появился институт. Я начал писать в институте. Но это были еще слабые рассказы. По окончании института я выбрался на профессиональную дорогу и стал печататься”

Выступает 2-й ученик.

В 1964 году в судьбе Шукшина произошли перемены. Связаны они были с тем, что в этом же году состоялся его творческий дебют – в кинематографе – на экраны вышел его первый фильм “Живет такой парень”. В основу сценария Шукшин положил два своих рассказа “Кассный водитель” и “Гринька Малюгин”, удачно объединив их главных героев в образе Пашки Колокольчикова.

Действие фильма происходит в основном на Чуйском тракте, в прилегающих к нему деревнях и поселках, в том числе в Сростках, где прошло детство автора.

Фильм “Живет такой парень” получил приз в 1964 году на Ленинградском фестивале и на Международном кинофестивале в Венеции.

Во многих своих произведениях Шукшин приходит к мысли, что измена самому себе влечет за собой разрушение личности, ее нравственную гибель. К этой теме он обратился в фильме “Калина красная”.

Определяя главную мысль этого фильма, Шукшин писал: “Перед нами – человек умный, от природы добрый и даже, если хотите, талантливый.

Когда в его жизни случилась первая серьезная трудность, он свернул с дорого, пусть, даже бессознательно, обойти эту трудность. Так начался путь компромисса с совестью, предательства самого себя, предательства матери. Жизнь искривилась, потекла по законам ложным, неестественным. Разве не самое интересное и не самое поучительное обнаружить, вскрыть законы, по которым строилась и эта неудавшаяся жизнь?

Далее учащийся напоминает об эпизоде в фильме, когда герой пришел к матери, не назвав себя, и услышал горький упрек родного человека, а затем поклялся не причинять близким горя.

3. Учитель:

Страница литературная.

Итак, Шукшин сначала стал сценаристом, актером, затем кинорежиссером, и, наконец, писателем. И здесь его талант раскрылся необыкновенно быстро,с самых первых его произведений. Уже первая его книга, сборник рассказов “Сельские жители”, дала основание читателям и критике говорить об особом “шукшинском” герое. И споры эти шли вокруг Шукшина на протяжении его творчества.

Естественность, простота, доброжелательность к человеку, а, главное, правдивость – вот что такое Шукшин в прозе. Дома вы, ребята, должны были прочитать рассказы из сборника “Охота жить”, вышедшего в 1977 году.

Обратите внимание на название “Охота жить”. Как понимаете смысл названия?

Отвечают учащиеся:

– Я понимаю так: жить хочет каждый человек. Жить по-настоящему, в полную силу, испытывая все радости жизни.

– Жить охота тем, кто страдает от физических и духовных мук, от материальных трудностей.

– Мне кажется, что острую потребность в жизни, свободной жизни ощущают люди, потерявшие свободу, находящиеся в местах лишения.

Учитель: Все это так. Есть еще одна сторона – борьба за жизнь, за право жить на свободе близкого человека, которому грозит суд, тюрьма. Таким примером является рассказ “Материнское сердце”, который вошел в сборник “Охота жить”. Напомните его содержание.

4. Выступает 3-й ученик.

Он пересказывает содержание части рассказа, из которой мы узнаем, что Витька Борзенков поехал в город, продал сало, так как деньги были нужны для предстоящей свадьбы, выпил, затем, угостив подошедшую девушку, принял приглашение пойти к ней в гости. Там он еще больше выпил и очнулся поздно вечером под забором без денег в неизвестном месте. Витка нашел в потайном кармане последнюю десятку и с горя купил еще бутылку, обозлившись на всех городских жителей за обман. После замечания, что он бросает бутылки туда, где могут быть люди, Витька снял ремень, оставшийся после службы во флоте, и стал им размахивать. Нанес раны трем человекам, в том числе милиционеру. Его арестовали и отправили в КПЗ.

На другой день мать узнала о случившемся и поспешила в райцентр, пришла в милицию.

Учитель:

Посмотрите сцену разговора матери Витьки с представителями правоохранительных органов. Дайте оценку его поведения, милиционера.

5. Страница театральная.

Сцена в милиции ( исполняют два ученика).

И тут вошла мать Витьки. Переступив порог, упала на колени, и завыла, и закричала:

– Да ангелы Вы милые, да разумные ваши головушки. Простите окаянного! Пьяный он был. Он трезвый последнюю рубаху отдаст, сроду трезвый никого не обидел…

– Ты подожди, мать, ты встань – здесь не церква. Иди, глянь? (милиционер показывает на ремень).

– Вот гляди: ремень твоего сына… Он во флоте,что ли служил?

– Во флоте, во флоте – на кораблях то на этих…

– Теперь смотри: видишь? – начальник перевернул бляху, взвесил на руке: – Этим же убить человека – дважды два. Попади он вчера кому-нибудь этой штукой ребром – конец. Убийство. Да и плашмя троих уходил так, что теперь врачи борются за их жизни. А ты говоришь: простишь. Ведь они же при исполнении служебных обязанностей. Ты подумай сама: как же прощать за такие дела действительно.

– Да сыночки вы мои милые! Да нешто не бывает по пьяному делу?! Да всякое бывает – подрались. Сжальтесь вы над ним. Один он у меня: и поилец мой и кормилец. А еще вот жениться надумал – как же тогда с девкой-то, если его посадют? Неужели ждать его станет? Не станет. А девка-то добрая, их хорошей семьи – жалко.

– Он зачем в город приезжал?

– Сала продать. На базар – сальца продать. Деньжонки-то нужны, раз уж свадьбу-то наметим, где их больше возьмешь?

– При нем никаких денег не было.

– Батюшки – святы! – испугалась мать. – А где же они?

– Это у него надо спросить.

– Да украли, небось! Украли!... Да милый ты сын, он оттого, видно, и в драку-то полез – украли их у него!... Жулики украли…

– Жулики-то украли, а причем здесь наш сотрудник – за что он его-то!

– Да попал видно под горячую руку.

– Ну, а если каждый раз так попадать под горячую руку, у нас скоро и милиции не останется… Не будет на это прощения, получит свое по закону.

– Да ангелы вы мои, люди добрые, – опять взмолилась мать, – пожалейте вы хоть меня, старуху, я только теперь маленько и свет-то увидела. Он работящий парень-то, а женился бы, он бы совсем справный мужик был. Я бы хоть внучаток понянчила…

– Дело даже не в нас, мать, ты пойми. Есть же прокурор. Ну, выпустили мы его, а с нас спросят: на каком основании? Мы не имеем права, я же не буду вместо него садиться.

– А может, как-нибудь задобрить того милиционера: У меня холст есть, я нынче холста наткала – пропасть. Все им готовила…

– Да не будет он у тебя ничто брать, не будет! – уже кричал начальник. – Не ставь ты людей в смешное положение, действительно. Это же не кум с кумой поцапались!

– Куда же мне теперь идите-то, сыночки? Повыше-то вас есть кто или уже не ту?

– Пусть к прокурору сходит, – посоветовал один из присутствующих. Мать с молитвами вышла из милиции.

6. Страница дискуссионная.

Беседа с классом.

Учитель:

– Итак, оцените поведение матери, что она чувствует?

Отвечают учащиеся:

– Мать убита горем. Все мысли ее и действия направлены на то, чтобы помочь сыну, вызволить из беды.

– Мать встает на колени, унижается ради сына.

– Мать надеется на всепрощение людей, на их доброту.

– Получив отказ, она намерена пойти дальше, в высшие инстанции.

Учитель:

– Все ли понимает мать, что произошло с сыном?

Отвечают учащиеся:

– Она понимает, что сын в беде. Но что совершил сын, она еще не понимает, вернее, не хочет понять. Главное, его спасти, уберечь от суда и тюрьмы. Кроме того, она оправдывает его, говоря, что он сделал это под пьяную руку.

Учитель:

– На какую уловку она готова пойти ради сына?

Отвечают учащиеся:

– Она готова подкупить милиционера, думая, что это поможет. У нее есть холст. Может это поможет.

Учитель:

– Итак, сначала мать взывает к милосердию, унижается, затем предлагает своего рода взятку, а только потом выходит из кабинета с намерением пойти дальше, к вышестоящему начальству. А как милиционеры и прокурор реагируют на мать?

Отвечают учащиеся:

– Они доброжелательно выслушивают мать. Им понятно ее горе.

– Они душой разделяют ее состояние, но сделать ничего не могут, так как Витька нарушил закон.

– Они понимают, что его ограбили, но и он виноват, нечего было напиваться.

Учитель:

– В чем же вина Витьки?

Отвечают учащиеся:

– В том, что он решил расслабиться и выпить после продажи сала.

– В том, что, имея невесту, принял приглашение незнакомки и пошел к ней в гости.

– В том, что он вступил в дружеский разговор с молодой женщиной, имеющей явно сомнительный вид (с похмелья).

– В том, что, опомнившись, обозлился на всех и вся и затеял без серьезного повода драку.

– Он крутил своим ремнем направо и налево, не замечая даже, что его останавливают, сдерживают представители милиции. Он полностью потерял контроль над собой.

– Он нарушил закон. Своим поведением он не только нарушил порядок, а нанес телесное повреждение.

– Оправдать его невозможно. Он был до слепоты жесток. Все три пострадавших оказались в больнице.

Учитель:

– Все правильно. Заметьте еще одну сторону: а если бы матери тех пострадавших людей пришли бы в милицию. Что бы они сказали Витьке: наверное, они бросили бы ему в глаза все слова упрека и обвинения. И если бы здесь была мать Витьки, – ей бы не сдобровать. Но ее счастье, что она это не видела и, может быть, не догадывалась о возможных слезах тех матерей.