Элементы стилистики интенсивно обсуждались в эстетичес ких и философских трактатах эпохи Возрождения. В России разра ботка вопросов стилистики была начата М. Ломоносовым (теория о трёх штилях), продолжена Н. Карамзиным и его школой (конец ХVIII и начало ХIХ века). В ХIХ веке разработка проблем стилис тики принадлежит А. Потебне, А. Веселовскому, Ф. Буслаеву.
Как самостоятельная отрасль науки стилистика сформирова лась лишь в начале ХХ века. Изучению стилистической струк туры русского языка большое внимание уделяли М. Бахтин,
20
Л. Булаховский, А. Гвоздев, Д. Розенталь, Л. Щерба, В. Виногра дов, М. Кожина, В. Костомаров и др.
Культура речи как научная дисциплина начала складываться в России в 20е годы ХХ века благодаря работам В. Чернышёва, Л. Щербы, Г. Винокура.(По энциклопедии)
12. 1. Прочитайте текст. Определите его тему. Спишите текст, встав ляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.Каждый год во многих странах мира выпускают почтовые мар ки художестве..ые маркирова..ые конверты и спец..альные почтовые штемпели посвящё..ые Неделе письма — Международному празд нику почтал..онов и других работников связи. Этот праздник был учреждён летом 1957 года на Конгрессе Всемирного почтового со юза — международной организац..и созда..ой в 1847 году.
И можно смело сказать что Неделя письма является всеобщим праздником так как широкий обмен письмами сп..собствует углуб лению международно..о культурно..о общения в которое последнее время вовлекается всё больше людей взрослых молодёжи и детей.
2. Найдите в тексте и выпишите предложение, в котором сформу лирована основная мысль. Сделайте его синтаксический разбор. 3. Определите стиль текста.
13. 1. Просмотрите материал параграфа, рубрику «Из истории стили стики» и статью Г. Солганика «Что есть стилистика?». Обсуди те проблемные вопросы, поднятые в этих материалах.
2. Составьте и разыграйте диалог. Передайте в репликах диало га ваше отношение к проблемам, поднятым в изученном мате риале.Беседуя с партнёром, уточните предмет разговора. Попроси те объяснить подробнее высказанную мысль. Сделайте компли мент партнёру. Дополните собеседника. Выскажите вашу точку зрения. Постарайтесь привести доказательства, подтверждаю щие вашу правоту.
14. 1. Прочитайте тексты. Сопоставьте их. Можем ли мы сказать, что в них говорится об одном и том же? Определите стиль и тип речи обоих текстов.Вечер. Слышен шёпот камыша и сонного ручья. Поёт соловей. Свет луны освещает тучи, сквозь которые просвечивают лучи зари.
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца.
Ряд волшебных изменений Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря, И молчание, и слёзы, И заря, заря! В. Митченко.
Ночные тени (А. Фет)
2. Найдите существительные, определите их грамматическую и стилистическую роль. В чём разница? Подтвердите или опро вергните утверждение, что грамматика учит читать, говорить и писать правильно, а стилистика учит говорить и писать вы разительно, то есть изучает слова с точки зрения выражения в них чувств, тончайших оттенков смысла, образности. Проил люстрируйте ответ примерами из текстов.
15. 1. Прочитайте предложения. Выскажите своё согласие или не согласие с мнением автора. Аргументируйте свой ответ с по мощью примеров из вашей школьной жизни.
1. Культура речи — один из ярких показателей общей культурычеловека.
2. Важнейшее условие культуры речи — богатство содержания.
3. Содержательность речи находится в прямой зависимости отеё информативной насыщенности.
4. Не всё то, что приходится говорить и слышать, содержит всебе ценную информацию.
2. Запишите предложения. Объясните знаки препинания.
Будущим филологам 16. 1. Прочитайте текст. Какая дополнительная информация о стилистике в нём содержится? Назовите стилистические нормы, которые носят общий характер, требования стилис тики к речи. Практическая стилистика является прикладной языковед ческой дисциплиной, которая учит сознательному подходу к язы ковым фактам, устанавливает нормы и рекомендации употребле ния выразительных средств языка в зависимости от конкретных условий высказывания, предостерегает от разностильности, под сказывает автору, какие языковые средства использовать в зави симости от жанра, от видов устной и письменной речи. Охраняя литературные языковостилистические нормы, она открывает в литературный язык доступ новым, свежим, ярким средствам из разговорной речи, содействуя таким образом развитию литера турного языка. Хотя границы каждого стиля не определяются с математиче ской точностью, всё же можно выделить ряд норм, которые носят общий характер. Эти нормы — чистота и правильность речи; крат кость, немногословность высказывания; простота, ясность, до ступность изложения; точность, однозначность выражения, отсут ствие двусмысленности; соответствие языковостилистических средств культурному уровню адресатов, теме и содержанию вы сказывания; самобытность, своеобразие, нешаблонность речи — требование стилистики к нашей речи. (По М. Ильяш) 2. Определите стиль текста. Обоснуйте своё суждение. 17. 1. Послушайте текст. Определите его стиль, жанр и тип речи. В языке всё подчиняется строгим правилам, нередко похо жим на математические. Например отношения между фонемами напоминают математические пропорции: в русском языке [б] от носится к [п], как [д] к [т]. По трём членам такой «пропорции» можно «вычленить» четвёртый. Точно так по одной форме слова удаётся обычно «вычислить» остальные его формы… Именно благодаря своим строгим правилам, язык может служить сред ством общения: если бы их не было, людям трудно было бы по нимать друг друга. Сходство этих правил с математическими объясняется тем что математика произошла в конечном счёте из языка и сама представляет своего рода язык для описания количественных от ношений и взаимного расположения предметов. Люди создали |
много специализированных языков например систему дорож ных знаков, язык химических формул, информатики, нотную запись музыки. Но среди всех этих языков математический язык ближе всего к универсальным. (По «Энциклопедическому словарю юного филолога») 2. Просмотрите текст. Обратите внимание на значение и написа ние выделенных слов, их стилистическую окраску. 3. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препина ния. 18. 1. Прочитайте стихотворение. Какое настроение в нём переда но? Какова роль образных средств языка, использованных ав тором? Только ли об иве и речке говорится в стихотворении? Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою?И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь белую струю? Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струёй… Но струя бежит и плещет, И, на солнце нежась, блещет, И смеётся над тобой… (И. Бунин) 2. Как иллюстрация помогает нам определить основную мысль стихотворения, понять настроение и чувства автора? |
Прочитайте текст молча. Составьте и запишите вопросы к тексту.
Задайте их соседу по парте.
Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми доро жить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек.
«Зачитать» книгу, «забыть» вернуть её владельцу... Распро странилось новое явление — «интеллектуального» воровства, вроде бы вполне извинительного, оправдываемого увлечённостью, тягой к культуре. Иногда даже говорят, что «зачитать» книгу — это вовсе не воровство, а признак интеллигентности. Подумайте только: бесчестный поступок — и интеллигентность!.. Мы раз учились отличать чёрное от белого. Кража есть кража, воровство есть воровство, бесчестный поступок остаётся бесчестным по ступком, как бы и чем бы они ни оправдывались!
Не бывает малого обмана и большого обмана — есть просто обман, ложь. Недаром же говорится: верен в малом — и в большом верен. При случае, мимолётно вспомнится вам незначительный эпизод, ког да поступились совестью в самом будто бы безобидном и ничтож ном, — и вы почувствуете укор совести. И вы поймёте, что если кто и пострадал от вашего пустякового, ничтожного поступка, то это преж де всего вы сами — ваша совесть и ваше достоинство.