От топота копыт пыль по полю летит.
Ткёт ткач ткань.
Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
ІІ. Прочитайте предложения, выделяя в произношении каждый раз одно из слов (словосочетаний) для усиления его смысло вой нагрузки.
Напоминаем: такое выделение слов и словосочетаний в предложении называется логическим ударением.
Умение читать — основа любого образования.
Чтение приносит мне неоценимую пользу.
В детстве родители мне постоянно читали вслух.
31. Ознакомьтесь с текстом. С какой интонацией его следует читать — серьёзно, иронически или шутливо?
О детях
У детей всегда бывает странный, часто недоступный понима нию взрослых уклон мыслей.
Мысли их идут по какомуто своему пути. От образов, которые складываются в их мозгу, веет прекрасной дикой свежестью.
Вот несколько пустяков, которые запомнились мне.
I. Одна маленькая девочка, обняв мою шею ручонками и уютно примостившись на моём плече, рассказывала:
— Жилбыл слон. Вот однажды пошёл он в пустыню и лёг спать... И снится ему, что он пришёл пить воду к громадномупре громадному озеру, около которого стоят сто бочек сахару. Больших бочек. Понимаешь? А сбоку стоит громадная гора. И снится ему, что он сломал толстыйпретолстый дуб и стал разламывать этим дубом громадные бочки с сахаром. В это время подлетел к нему ко мар. Большой такой комар — величиной с лошадь...
— Да что это, в самом деле, у тебя, — нетерпеливо перебил я. — Всё такое громадное: озеро громадное, дуб громадный, комар гро мадный, бочек сто штук...
Она заглянула мне в лицо и с видом превосходства пожала плечами:
— А как же бы ты думал. Ведь он же слон?
— Ну так что?
— И потому что он слон, ему снится всё большое. Не может же ему присниться стеклянный стаканчик, или чайная ложечка, или кусочек сахара.
Я промолчал, но про себя подумал: «Легче девочке постигнуть психологию спящего слона, чем взрослому человеку — психологию девочки».
II. Знакомясь с одним трёхлетним мальчиком крайне сосредоточенного вида, я взял его на колени и, не зная, с чего начать, спросил:
— Как ты думаешь: как меня зовут?
Он осмотрел меня и ответил, честно глядя в мои глаза:
— Я думаю, Андрей Иваныч.
На бессмысленный вопрос я получил ошибочный, но вежли вый, дышащий достоинством ответ.
III. Однажды летом, гостя у своей замужней сестры, я улёгсяпосле обеда спать.
Проснулся я от удара по голове, такого удара, от которого мог бы развалиться череп.
Трёхлетний крошка стоял у постели с громадной палкой в ру ках и с интересом меня разглядывал.
Так мы долго молча смотрели друг на друга.
Наконец он с любопытством спросил: — Что ты лопаешь?Я думаю, этот поступок и вопрос бы ли вызваны вот чем: бродя по комнатам, малютка забрался ко мне и стал рас сматривать меня, спящего. В это время я во сне, вероятно, пожевал губами. Всё, что касалось жевания вообще и пищи в частности, очень интересовало малютку. Чтобы привести меня в состояние бодр ствования, малютка не нашёл другого способа, как сходить за палкой, треснуть меня по голове и задать единственный вопрос, который его интересовал:
— Что ты лопаешь?
Можно ли не любить детей?
(По А. Аверченко) В. Серов. Дети
Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881–1925) Русский писатель. Родился в Севастополе. Ли тературную деятельность начал в Харькове. Пере ехав в Петербург, организовал журнал сатиры и юмора «Сатирикон», в котором сотрудничали Тэф фи (Н. Бучинская), О. Мандельштам, Саша Чёр ный, А. Куприн, А. Толстой, А. Грин и др. Затем эмигрировал в Прагу. Его рассказы печатались в Праге, Берлине, Париже, Варшаве. |
32. Работа с текстом. I. Определите тему рассказа А. Т. Аверченко. Соответствует ли теме заглавие? Может ли концовка послужить заглавием?
II. Выделите основные смысловые части текста. Можно ли ска зать, что каждая из них является минирассказом со своей те мой? Озаглавьте каждую из частей так, чтобы заглавия могли стать пунктами плана.
III. Сформулируйте основную мысль текста. Имеет ли каждаячасть свою основную мысль?
IV. Определите стиль и тип речи. Ответ обоснуйте.
мир в статике, воспринимаемый
Описание X предметно, одномоментно
мир в динамике, воспринимаемый
Повествование X в движении, во времени
Рассуждение X мир в причинноследственных связях
Текст редко бывает однотипным, так как в нём могут со единяться разные типы речи.V. Рассмотрите иллюстрацию картины В. Серова «Дети». Как её содержание отражает тему рассказа?
Работа со словом. I. Подберите из текста синонимы к слову мальчик, приведите свои примеры. Запишите этот синоними ческий ряд.
II. В чём состоит морфологическая особенность выделенных курсивом слов? Составьте с ними предложения так, чтобы слова относились сначала к лицу мужского пола, затем — к ли цу женского пола.
III.
Вчёмсостоитморфологическаяособенностьподчёркнутыхслов?IV. Укажите, когда можно употреблять форму Андрей Иваныч, а когда это недопустимо.
Работа с предложением. I. Определите порядок слов в первом предложении. Преобразуйте его, изменив порядок слов. С какой целью писатель использовал именно такой по рядок слов?
II. Объясните своё понимание выделенного предложения, в част ности словосочетания прекрасной дикой свежестью.
33.
34. Диалог!расспрос. Предложите одноклассникам ответить на следу ющие вопросы. Следите, чтобы диалогирасспросы не были слиш ком пристрастными. Высказывайте также свою точку зрения.
1. Приходилось ли вам слышать разговоры маленьких детей?
2. Отмечали ли вы какиелибо особенности их речевого поведения?
3. Можно ли говорить об их естественности и непосредственности(прекрасной дикой свежести), которая порой контрастирует с опре делённой скованностью взрослых?
4. Чем вызвана, повашему, такая скованность?
5. Можно ли поучиться у детей естественности?
Виды читателя: поклонники, рядовые читатели, интер претаторы. (По А. Белецкому)Белецкий Александр Иванович (1884–1961) Украинский литературовед и языковед, акаде мик. Исследователь украинской, русской, западно европейской и античной литератур. |
35. Рассуждение. I. Используя рубрику «Советуем запомнить»
(с. 25), ответьте, к читателям какого вида вы относите себя. Своё рассуждение постройте на основе рассказа писателя А. Т. Авер ченко «О детях». Рассуждайте по схеме:
а) познавательная (читаю, чтобы знать);
б) регулятивная (читаю, чтобы научиться чтолибо делать пра вильно);
в) эстетическая (читаю, чтобы получить удовольствие).
Стилистически
нейтральные Стилистически (общеупотребительные) окрашенные
У них нет дополнительной На их основное значение стилистической окраски, накладываются стилисти они принадлежат всем ческие оттенки фамильяр стилям: семья, школа, ности, торжественности, воздух, старательный, грубоватости. Сравните:правый, работать, усердно армия (нейтральное) —
рать (торжественное), перенести (нейтральное) — перетащить (фамильярное)
Стилистические оттенки в словах можно условно обозна чить знаками «плюс», «ноль» и «минус»: