С. СуховоКобылина. Перед грозой
2.
Молния — гигантский электрический искровой заряд между облаками или между облаками и земной поверх ностью, длиной несколько километ ров, диаметром десятки сантиметров и длительностью десятые доли секунды. Молния сопровождается громом. Кро ме такой линейной молнии, изредка наблюдается шаровая молния.Из «Энциклопедического словаря»
3. Ну и гроза была сегодня ночью! Гром бил с такой силой, что всё вокруг дрожало. От молнии было светло, как днём. Жутко, страшно.
Из личного письма Молния
Из первого текста выпишите слова с безударными гласными в корне слова. Объясните их написание.Рассмотрите репродукцию картины Софьи СуховоКобылиной «Перед грозой» и фотоиллюстрацию. Постройте небольшое высказывание в художественном или разговорном стиле по одной из них.
Вероятно, что слово молния происходит от древнеисландских Мollnir — «молот бога Тора», myln — «огонь».20. Запишите названия жанров, которые характерны для различных стилей. Определите, в каком именно стиле чаще всего используется каждый из указанных жанров.
бесåда |
Закон, личное письмо, сказка, повесть, поста новление, разговор (с приятелем), статья в учебни ке, стихотворение, бесåда (за завтраком), заяв
ление, монография, приказ, реферат, аннотация, репортаж, диспут, интервью, заметка.
Пользуясь толковым словарём, определите лексическое значение выделенных слов.21. Прочитайте текст. Определите стиль речи, жанр, сферу общения, на которую текст ориентирован; основные функции стиля речи.
Композитор Людвиг Фёдорович Минкус (1826—1917) написал музыку к 16 балетам. Среди них: «Баядерка», «Камарго», «Млада», «Дочь снегов», «Фиаметта» и другие. Музыкальное образование Минкус получил в Вене. С начала 50х годов XIX в. работал в основном в России. Был руководи телем крепостного театра князя Н. Б. Юсупова, солистом орке стра московского Большого театра, инспектором балетной му зыки московских театров, композитором балетной музыки при
Фрагмент балета «Баядерка»
Дирекции императорских театров в Петербурге. С 1890 г. Минкус жил в Вене.
В 1877 году в Мариинском театре состоялась премьера бале та «Баядерка», который принёс композитору мировую по пулярность. Постановщиком этого, как и большинства других балетов Минкуса, был М. И. Петипа; художниками — М. И. Бочаров, Г. Г. Вагнер, И. П. Андреев, А. А. Роллер; дири жёром — А. Д. Папков. Партию баядерки — танцовщицы Никии исполняла Е. О. Вазем, впоследствии — известные балерины М. Ф. Кшесинская, Е. В. Гельцер, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина и другие.
Балет «Баядерка» и сегодня входит в репертуар крупнейших театров мира, в том числе Большого театра в Москве, лондон ского Королевского оперного театра «КовентГарден», Нью йоркского театра балета и других.
Л. Ф. Минкус хорошо знал законы балетной постановки, обладал высоким профессионализмом. Его балеты, наполнен ные жизнерадостной, мелодичной, ритмичной музыкой, по прежнему любимы зрителями.
Из журнала
Объясните в выделенных словах написание букв, обозначающих безударные гласные в корне слова.Приходилось ли вам бывать на балетных спектаклях? Какими были ваши впечатления? Постройте устное высказывание (пятьшесть предложений) о балете, который вы видели, или по фото иллюстрации.
22.
Вспомните правило написания букв, обозначающих безударные гласные в корне слова. Спишите слова.Вп..чатление, сопост..вление, см..гчение, разд..ление, погл..щать, препод..вать, привл..кательный, ст..рожить, насл..ждение, предзн..менование, пренебр..жение, разв..вать ся (на ветру), разв..ваться (умственно), обн..жить, изм..рять, прим..рять (костюм), прим..рять (врагов), объед..нить, вд..ле ке, д..лина, оп..здать, прибл..жаться, привл..кать, сохр..нять.
23. I. Спишите текст, раскрывая скобки и расставляя знаки препина
ния. Определите, к какому стилю речи относится данный текст.Барокко это одно из главных ст..левых напр..влений в иску(с, сс)тве Европы и Америки конца XVI — середины XVII вв. Барокко свойстве(н, нн)ы к..нтрастность напря жё(н, нн)ость д..намичность образов стр..мление к в..личию и пышности к сл..янию иску(с, сс)тв и взаимопроникновению арх..тектуры скульптуры и живоп..си. В арх..тектуре барокко пр..обладает э(ф, фф)ектный размах криволинейность форм б..гатство и зрелищность. Име(н, нн)о в эпоху барокко получи ли р..спространение городские и дворцовопарковые ансамбли (площадь Святого Петра в Риме, Петергоф).
Италия. Рим. Площадь Святого Петра.
Собор Святого Петра и египетский обелиск
Рассмотрите фотоиллюстрацию (с. 15). Постройте небольшое устное высказывание (тричетыре предложения) о своём впечатлении от изображённого.
II. Подберите из произведений художественной, научной литературы, публицистики четыре небольших текста разных стилей. Запишите их. Определите тему, основную мысль.
Стилистика I. Вопросы для самоконтроля.
1. Что изучает стилистика?
2. На какие две группы делятся стили речи?
3. Какие стили речи относятся к книжным?
4. Назовите сферу применения, функцию и основной вид высказывания (жанр) каждого стиля речи.
II. Тестовые задания.
1. Укажите сферу применения разговорного стиля речи:
а) общественная жизнь, политика, экономика, культура;
б) наука и техника, учебный процесс;
в) быт, семья, неофициальные отношения.
2. Какие из названных функций соответствуют художественномустилю речи?
1. Обмен информацией по бытовым вопросам.
2. Сообщение о достижениях науки и техники.
3. Эмоциональнообразное воздействие на читателя илислушателя.
3. Определите стиль речи данного высказывания:
а) разговорный; г) публицистический;
б) официальноделовой; д) художественный.
в) научный;
Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален, ибо мыслит. Он был бы оригинален и вез де, ибо мыслит посвоему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, све жесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хоть несколько одарённого вкусом и чувством.
Александр Пушкин
Баратынский Евгений Абрамович (1800—1844) — русский поэт. Стихи начал писать в юношеские годы. Его элегии и посла ния («Финляндия», «Признание», «На смерть Гёте» и др.), поэмы («Эда», «Бал», «Цыганка») отмечены лиризмом, психологической и философской глубиной. 3. Разговорный стиль. Общая характеристика (сфера употребления, функция, основные признаки). Особен ности языковых средств разговорного стиля (фонети ческие, лексические) (Розмовний стиль. Загальна характеристика (сфера вживання, функція, основні ознаки). Особливості мовних засобів розмовного стилю(фонетичні, лексичні)
Говорим: составляем диалог
24. Прочитайте текст. Определите: а) в какой сфере используются та кие высказывания; б) к кому говорящий обращается; в) какова цель говорящего.
Скажите, к какому стилю речи относится данный текст.
— Простите, Вы не скажете мне, как добраться до художест венного музея?
— Насколько я знаю, Вы можете доехать до музея на метро или автобусе.
— А где находится станция метро?
— Видите напротив супермаркет? От него поверните налево и увидите станцию метро.
ситуация ситуативность |
Основная форма его существования — устная (диалогичес кая или монологическая), но он может быть реализован и в письменной форме (записки, частные письма, речь персонажа, а иногда и авторская речь в художественном произведении).
Функция разговорной речи — об щение (обмен информацией, впечатле ниями, воздействие на собеседника).
Отличительными признаками раз говорного стиля являются неофициальность, непринуждён ность, непосредственное участие говорящих в разговоре, не подготовленность, ситуативность (зависимость от речевой ситуации), эмоциональность речи, использование мимики и жестов.
25. Прочитайте тексты. Определите стиль речи. Укажите характер ные признаки разговорного стиля.
1.
— Кирилл, ты побывал нахудожественной выставке?— Да, конечно.