Автор: Толстой Л.Н.
В книге действуют два отца и два сына Болконских. В моем сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном и о князе Андрее в роли отца. Только в этой теме следует видеть не просто семейную проблематику, связанную в книге Толстого также и с образами Ростовых, Курагиных, сюжетом “Эпилога”, но и особый библейский отсвет. Тема Бога-отца и Бога-сына с особой силой звучит в “Эпилоге”, в эпизоде клятвы Николеньки.
Но сначала рассмотрим образы двух старших Болконских. Князь Николай Андреевич — человек безусловно незаурядный, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря своим талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле. В его облике отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Н. С. Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла I. Болконские — старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы, которым и царская фамилия — не указ, они по праву гордятся своим более древним родом и заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек, карьеристов типа Курагина, оба — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства.
При сравнении князя Андрея и его отца, однако, обычно забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, пошел гораздо дальше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну позаботиться о воспитании внука). Старший Болконский верил в прогресс и будущее величие Родины. Болконский-сын — главный идеологический герой Толстого — скептически относится к государству и власти вообще. Высокая идея служения Отечеству, воодушевлявшая его отца, трансформируется у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и единения человечества с природой. Старый князь живет в России, а его сын ощущает себя гражданином, частью Вселенной. Он совершает подвиг, но не подвиг патриота. Это подвижничество апостола, и недаром Толстой наделяет его апостольским именем — Андрей (апостол Андрей — покровитель России, предсказавший населявшим эти земли славянам великое будущее). Россия должна явить миру пример любви, открыть новую эпоху единения всех людей, исполняя завет Христа: “Несть ни эллина, ни иудея...” Христианство было шагом вперед в духовном развитии человечества, потому что признавало всех людей братьями во Христе, сыновьями единого Бога, не выделяло какой-то избранный народ. Поэтому толстовский апостол Андрей проклинает войну, не разделяя войны на справедливые и завоевательные. Война — это убийство, по мнению героя Толстого, а убийство всегда противно Богу и закону любви. Во имя этих идей и принимает мученическую смерть князь Андрей.
Старый Болконский, сначала несколько скептически относившийся к подвижническим устремлениям своих детей, под конец жизни, пожалуй, был склонен признать их правоту. Перед смертью обычная жесткость его по отношению к сыну и дочери исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у княжны Марьи и заочно — у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: “Погибла Россия!” Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение Отечеству.
Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Нико-ленька. В “Эпилоге” ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик немного провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского.
Умирающий Андрей Болконский оставляет своему сыну что-то вроде зашифрованного завещания — евангельскую притчу о “птицах небесных”. Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослый, умудрен ный жизненным опытом человек. В качестве “птицы небесной”, которая в Евангелии есть символ души, приходит, как и обещал, князь Андрей к Николеньке уже после своей смерти. Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву этой любви.
Так “Война и мир” завершается темой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темой единения людей.