Смекни!
smekni.com

Принципы международного права (стр. 5 из 6)

Современное международное право не санкционирует и не поощряет какие-либо действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов. Отделение не является обязательным элементом реализации права на самоопределение. Оно не должно осуществляться вне рамок права на самоопределение.

В ряде международных документов, раскрывающих содержание принципа равноправия и самоопределения народов (Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. (A/RES/1514(XV)), Декларации о принципах международного права 1970 г., Венской декларации и Программе действий 1993 г.), отмечается, что этот принцип не должен истолковываться в ущерб территориальной целостности и политическому единству государств, которые обеспечивают представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации.

Согласно толкованию, признанному в практике ООН и опирающемуся, в частности, на Декларацию о принципах международного права 1970 г. и Венскую декларацию и Программу действий 1993 г., отделение допускается в следующих случаях:

а) если оно относится к народам территорий, подлежащих деколонизации (в настоящее время это положение утратило прежнее значение в связи с тем, что процесс деколонизации практически завершен);

б) если оно предусмотрено в конституции (или ином законе) соответствующего государства. Например, право на выход имеют члены федераций, если в их конституциях закреплено это право;

в) если территория, на которой проживает определенный народ, была оккупирована или подверглась аннексии после 1945 г.;

г) если какие-либо народы проживают на территории государства, не соблюдающего в отношении этих народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивающего представительство всех слоев населения без какой бы то ни было дискриминации в органах государственной власти. Поскольку основа принципа самоопределения видится в праве населения на участие в управлении государством.

Таким образом, только в этих случаях народы, ведущие вооруженную борьбу за отделение, вправе при наступлении указанных выше условий претендовать на признание их субъектами международного права, опираясь на принцип самоопределения.

Государство, созданное в нарушение принципа равноправия и самоопределения народов (народом, не имеющим права на отделение, или какой-либо частью населения государства, которая не может рассматриваться как народ), не должно считаться юридически существующим субъектом международного права (например, т.н. Турецкая Республика Северного Кипра в 1983 г.) и не должно признаваться в качестве такового.

Государство не должно прибегать к применению вооруженной силы, если вопрос о самоопределении ставится без нарушения конституционного порядка. Государство, однако, вправе прибегать к адекватному применению силы (в том числе вооруженной), если при постановке вопроса о самоопределении нарушается конституционный порядок и используется насилие.

Следует признать, что складывается обычная норма международного права, согласно которой вооруженная поддержка со стороны третьих государств движения за отделение вооруженным путем недопустима. Далеко не всегда можно установить, имеет ли тот или иной народ право на отделение, поэтому иностранная вооруженная поддержка вооруженной борьбы против правительственных сил может вылиться в нарушение принципа территориальной целостности и неприкосновенности государств. Вооруженная поддержка народа в таких ситуациях допустима лишь на основании решения Совета Безопасности ООН.

В принципе государство имеет право подавлять вооруженные антиправительственные выступления (с учетом необходимости соблюдать обязательства в области прав человека), защищая свой суверенитет, территориальную целостность и политическое единство. Ссылка на принцип территориальной целостности и неприкосновенности уместна в подобных ситуациях, как правило, в том случае, если антиправительственные силы получают поддержку от иностранных государств, так как указанный принцип относится к сфере межгосударственных отношений.

В принципе право народов на самоопределение на меньшинства не распространяется. Меньшинства имеют право претендовать на специальный режим защиты в соответствии с Декларацией о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г., ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и другими международными документами. В случае нарушения прав лиц, принадлежащих к указанным меньшинствам (именно в связи с их принадлежностью к меньшинствам), вопрос о таких нарушениях должен обсуждаться в том же порядке, в каком обсуждаются нарушения прав человека.

Существует проблема самоопределения так называемых разделенных народов, т.е. народов, оказавшихся в силу исторического развития на территории нескольких государств. Наиболее характерный пример такого народа - курды. Термин «разделенный народ» не является правовым. Трудно иногда установить, действительно ли данный народ разделен или же в одном государстве он образует титульную нацию или одну из наций, напоминающих по фактическому влиянию титульную (например, в Швейцарии), а в других государствах лица, имеющие соответствующую национальность, образуют лишь национальное меньшинство. Скорее всего, разделенным следует признать народ, проживающий на прилегающих друг к другу частях территории различных государств, в каждом из которых он образует компактно проживающее на данной части национальное меньшинство.

При решении вопросов, связанных с самоопределением, общих ориентиров недостаточно. Необходим учет специфики ситуации в каждом отдельном случае. Осложняется данная проблема также и тем, что нормы современного международного права, относящиеся к территориальной целостности государств и к праву на самоопределение (противоречивость которых иногда преувеличивается), зачастую рассредоточены по различным международным документам.

1.9 Принцип нерушимости государственных границ

Принцип нерушимости государственных границ тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях и с принципом суверенного равенства государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. он рассматривается как составляющая принципа неприменения силы или угрозы силой: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

В качестве самостоятельного принцип нерушимости государственных границ был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Они обязались воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника. В то же время была предусмотрена возможность изменения государственных границ в соответствии с международным правом мирным путем по договоренности.

Тем самым государства — участники ОБСЕ признали и подтвердили существующие границы европейских государств, что имело важное значение, поскольку побежденные государства не полностью признавали границы, установленные после Второй мировой войны. В этой связи существует мнение, что данный принцип не получил универсального признания, и поэтому носит региональный характер (только в отношениях государств - участников ОБСЕ), т.е. сфера его действия сужена.

Однако поскольку ни одно государство не выступило против этого принципа, можно предположить, что молчаливое согласие способствует тому, что принцип нерушимости государственных границ преобразуется в общепризнанный. Кроме того, указание на этот принцип содержат многие международные договоры, в частности, уставные документы региональных международных организаций. Так, в Соглашении о создании СНГ и Алма-Атинской декларации 1991 г. подтверждается признание и уважение принципа неприкосновенности существующих границ.

Исходя из содержания вышеуказанных международных документов, основное содержание принципа нерушимости государственных границ сводится к трем элементам:

а) признание государствами юридически установленных в соответствии в международным правом границ;

б) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

в) отказ от любых иных посягательств на эти границы, в том числе путем угрозы силой или ее применения.

Нерушимость государственных границ связана с принципом неприкосновенности государственной границы, суть которого состоит в недопущении незаконного пересечения границы с другим государством, в том числе праве контролировать движение через границу.

Кроме того, этот принцип тесно связан с принципом территориальной целостности государств.

1.10 Принцип территориальной целостности государств

Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены отдельные элементы принципа, который трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и принципа неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях. В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что «территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны». Особо отмечается, что территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН, и что территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.