Однако, учитывая важность этого принципа, государства - участники ОБСЕ сочли необходимым выделить его в качестве самостоятельного принципа, которым они намерены руководствоваться во взаимных отношениях. В связи с этим Заключительный акт СБСЕ 1975 г. содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства- участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».
Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, однако косвенные подтверждения его действия находятся в двусторонних договорах политического характера, в региональных документах, в частности уставных документах политических региональных организаций. Так, преамбула и ст. 2 Хартии Организации африканского единства (далее — ОАЕ) устанавливает, что целями Организации является защита территориальной целостности, естественных ресурсов государств Африки; ст. V Пакта ЛАГ также затрагивает проблему защиты территориальной целостности государств - членов Лиги.
1.11 Принцип уважения прав человека и основных свобод
Эволюция данного принципа происходила уже после Второй мировой войны и носила более длительный характер. Большинство государств — членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права человека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области. Однако при всей абстрактности уставных положений, касающихся прав человека, нельзя не отметить важнейшую роль Устава ООН в создании правовой базы для последующего формирования одного из основных принципов международного права.
В Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. В преамбуле Устава ООН провозглашалось: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна путем координации «международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным сво бодам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. 3 ст. 1), содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод» (ст. 55).
Нормативное содержание данного принципа разрабатывалось путем принятия специальных документов, к числу которых относится провозглашенная в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, и принятые в 1966 г. Международные пакты о правах человека, а также ряд других деклараций и конвенций.
В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., в п. VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу совести, мысли и религии».
Исходя из положений указанного документа, основное содержание принципа уважения прав человека и основных свобод сводится к следующему: государства-участники обязуются уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они «будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития». Государства признают, что уважение прав и свобод человека является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами.
В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. особо выделяется положение об уважении прав и законных интересов национальных меньшинств.
Государства - участники ОБСЕ согласились признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести. Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, в целях содействия всеобщему и эффективному их уважению.
В Итоговом документе Венской встречи СБСЕ в 1989 г. государства признали, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны, полностью осуществляться всеми надлежащими способами.
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 21) обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.
Список использованных источников
1. Бараташвили, Д.И. Принцип суверенного равенства государств в международном праве / Д.И. Бараташвили. - М.: Наука, 1978.
2. Волова, Л.И. Нерушимость границ - новый принцип международного права / Л.И. Волова; отв. ред. М.М. Аваков. - Ростов-на- Дону: Изд-во Ростовского университета, 1987.
3. Каламкарян, Р.А. Принцип добросовестности в современном международном праве / Р.А. Каламкарян; отв. ред. H.A. Ушаков. - М.: Наука,1991.
4. Левин, Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров / Д.Б. Левин. - М.: Наука, 1977.
5. Манукян, К.А. Принцип равноправия государств в международном праве / К.А. Манукян. - Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1975.
6. Мартыненко, А.П. Права народов в современном международном праве / А.П. Мартыненко; отв. ред. B.H. Денисов. - Киев: Наук, думка, 1993.
7. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. 496 с.
8. Сперанская, Л.В. Принцип самоопределения в международном праве / Л.В. Сперанская. - М.: Госюриздат, 1961.
9. Тункин, Г.И. Принцип соблюдения договоров в международном праве / О.И. Тиунов. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 1976.