Задача 1
17 декабря Рыков и Осетров с целью получения денег от предпринимателя Лавочкина обманным путём заманили его 9 – летнего сына в машину, увезли за город и поместили в неотапливаемый дом. После этого они неоднократно звонили Лавочкину и требовали 5 тыс. долларов США за освобождение ребёнка. В случае невыполнения их требования они угрожали убить сына. В течение трёх суток мальчик находился без пищи. Через три дня сотрудники милиции задержали Рыбакова и Осетрова и освободили мальчика. Как квалифицировать действия Рыкова и Осетрова? Изменится ли решение задачи, если они, испугавшись уголовной ответственности, сами освободили ребёнка?
Действия Рыкова и Осетрова будут квалифицированны по ст. 206 Особенной части УК РФ ч. 2 п. «а», ч. 2 п. «в», ч. 2 п. «д», ч. 2 п. «з». По ст. 206 УК РФ они наказываются лишением свободы сроком от шести до пятнадцати лет.
Данная статья из раздела «Преступления против общественной безопасности». Такие преступления представляют собой общественно опасные, совершаемые виновно (умышленно или по неосторожности) деяния (действия или бездействие), посягающие на общую безопасность, общественный порядок, безопасность ведения специальных работ и обращения с общеопасными устройствами, предметами и веществами.
Объект преступления – общественная безопасность. В качестве дополнительного непосредственного объекта при квалифицированных видах захвата заложника выступают здоровье и жизнь человека.
Потерпевшим, т.е. заложником является любое физическое лицо, лишённое свободы с целью принудить государство, организацию или гражданина выполнить определённые требования в качестве условия его освобождения.
Объективная сторона преступления характеризуется захватом или удержанием лица в качестве заложника, т.е. лица, в освобождении которого заинтересованы государство, организация или отдельный гражданин.
Захват заложника – это противоправное насильственное лишение свободы одного или нескольких лиц. Удержание заложника – противоправное насильственное воспрепятствование выходу заложника на свободу.
Насилие может быть физическим и психическим. Физическое насилие при захвате или удержании заложника выражается в нанесении ударов, побоев, совершении иных насильственных действий, причиняющих физическую боль, а также в истязании. Психическое насилие может сопровождаться угрозой убийства, причинения лёгкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, уничтожения или повреждения имущества, а также применения физического насилия, не опасного для жизни или здоровья. Преступление признаётся оконченным с момента фактического лишения свободы человека, взятого и удерживаемого в качестве заложника, независимо от продолжительности.
Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел. Обязательный признак субъективной стороны преступления – цель. Ею является понудить государство, организацию или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.
Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 14 лет.
Квалифицированным по ч. 2 ст. 206 УК является захват заложника, совершённый: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно (утратил силу); в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; д) в отношении заведомо несовершеннолетнего; е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; ж) в отношении двух или более лиц; з) из корыстных побуждений или по найму.
Для квалификации содеянного по п. «д» и «е» ст. 206 УК необходимо установить, что виновный заведомо осознаёт несовершеннолетие заложника или беременность женщины, выступающей в качестве заложника.
По п. «з» ч. 2 ст. 206 УК квалифицируется захват заложника, совершённый из корыстных побуждений, когда виновный стремится получить материальную выгоду для себя или других лиц (деньги, имущество или право на имущество и т.п.) либо избавиться от материальных затрат (возврата имущества, выполнения имущественных обязательств и т.п.)
В соответствии с примечанием к ст. 206 УК лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
В соответствии с примечанием к ст. 206 УК, решение задачи изменится, если Рыков и Осетров, испугавшись уголовной ответственности, сами освободили ребёнка. Их освобождают, так как в их действиях не содержится иного состава преступления.
Задача 2
Храмов и Куликов создали подпольный цех по изготовлению фальсифицированного спиртного. В бутылки с этикетками коньяка «Арарат» и водки «Гжелка» нанятые ими граждане Украины Солодко и Тищенко разливали жидкость, изготовленную на основе синтетического спирта. Реализацию данной продукции осуществлял торговый предприниматель Ежов в принадлежащих ему коммерческих ларьках под прикрытием накладных и сертификатов на настоящие коньяк и водку. Цех работал в течении трёх месяцев. Руководил производством Храмов, Куликов занимался закупкой стеклотары и транспортировкой спиртного. В результате отравления коньяком и водкой три человека потеряли зрение, ещё несколько находились на излечении в больнице от трёх суток до одного месяца.
Квалифицируйте действия указанных в задаче лиц.
Имеются ли основания для применения в данной ситуации ст. 171.1 и 238 УК РФ?
Действия Храмова и Куликова будут квалифицированны по ст. 171.1 УК. Наказывается штрафом в размере до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев.
Объективная сторона включает осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Под доходом следует понимать всю сумму, полученную от незаконной предпринимательской деятельности без учёта каких-либо расходов. Верховный суд занял позицию, согласно которой доход, предусмотренный ст. 171 УК, следует определять как разницу между полученной от предпринимательской деятельности прибылью и расходами, понесёнными в результате этой деятельности.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении «О некоторых вопросах применения судами РФ уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» от 4 июля 1997 г. разъяснил, что действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации либо без специального разрешения, либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит расценивать и как незаконное предпринимательство, и как уклонение указанного лица от уплаты подоходного налога. Поэтому неуплата налога с доходов, полученных в результате незаконного предпринимательства, расценивается не как ущерб от этого преступления, а как преступление, предусмотренное ст. 198 УК «Уклонение гражданина от уплаты налога».
Субъективная сторона характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Установления корыстного мотива не требуется.
При определении субъекта уголовной ответственности за данное преступление следует указать, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность по ст. 171 УК (16 лет), не ограничен, так сказать, «снизу» возрастом, с которого лицо считается в юридическом смысле способным осуществлять предпринимательскую деятельность.
Имеются основания для применения в данной ситуации ст. 238 УК РФ.
Действия граждан Украины Солодко и Тищенко квалифицированны по ч. «1» ст. 180. Незаконное использование товарного знака.
Объективная сторона преступления включает незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, а также незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.
Содержание специальных юридических понятий, посредством которых описана диспозиция преступления, разъяснено в Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товаров» 1992 г., в котором даны определения товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара и т.д., а также указаны порядок использования этих знаков, случаи, когда использование не допускается, порядок уступки товарного знака и заключения лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака и др. Статья 4 Закона перечисляет виды нарушений при использовании товарного знака и знака обслуживания: несанкционированное изготовление, применение, ввоз и т.д. В ст. 22 Закона указаны виды использования товарного знака.
Субъективная сторона – прямой умысел.
Субъект преступления – общий.
Действия Ежова квалифицированы по ст. 171–1 УК. Наказываются штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трёх лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев.
Объективная сторона преступления включает производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищёнными от подделок, совершённые в крупном размере.