Тема урока:
«Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы», показ судьбы личности в тоталитарном государстве»
«Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас своим иначе: как избежать их окончательного осуществления?»
Н.А. Бердяев
Утопия (др. греч. ου – нет и τοπος – место, т.е дословно: место, которого нет) - жанр, характеризующийся развернутым описанием общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Утопия – мечта.
Роман «Мы» был написан в 1921 – 1922году. В 1924 году был опубликован в Нью-Йорке на английском языке. Впервые на русском языке был напечатан там же в 1952 году. В нашей стране был впервые напечатан в 1988 году в журнале «Знамя».
Е. И. Замятин 1884 – 1937гг
Один из писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшимся свободным в своем творчестве, в художественной оценке событий.
Предметом изображения Е. Замятиным в романе «Мы» является далекое будущее, XXVI век, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим, «математически безошибочным счастьем», где живут нумера.
Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующему тому или иному идеалу.
«Мы» - единое государство, две чаши весов: на одной - государство, на другой - личность.
«Мы» - это Единое Государство, новый государственн-ый строй, новый порядок жизни, созданный на иных основаниях.
В этом государстве «мы» и «я» на разных чашах весов, они противопоставлены друг другу.
Тяжелая рука, огромная рука Благодетеля.
Олицетворением миропорядка является Бюро Хранителей – мощный и репрессивный аппарат, который позволяет удерживать власть Благодетеля.
Писатель утверждал, что всегда есть силы, способные противостоять. Они не сломлены, хотя потерпели поражение, и это вселяет надежду.
Роман « Мы» приобретает статус прогноза, «романа – предупреждения».
Но он вселяет надежду в читателя, что жизнь продолжается, и утверждает : тоталитаризм и жизнь, тоталитаризм и человек не совместимы.