3. И, следовательно, о последующем чрезмерном развитии казней не может быть речи: чрезмерное развитие относится к эпохе кровной мести, относительное же усиление в позднейшую эпоху имеет временное значение и замечается тогда, когда возрождаются временно традиции древнейшей эпохи.
Таким образом, генетическая связь кровной мести и смертной казни несомненна. И в том и в другом случае происходит убийство человека. Но если в догосударственном обществе убийство осуществлялось на основе кровной мести, то государство убивает по приговору суда, согласно существующему закону. Обычаи племен могут быть различными, принятый же государством закон имеет большее общественное значение, поскольку в основании лежит уже не сила привычки убивать, а сила организованной власти сознательно убивать. Убийство приобретает общественный резонанс, убийство приобретает публичный характер. Это уже смертная казнь. Когда кровная месть санкционируется государством, она становится нормой обычного права. Другими словами: "Признавая допустимость и правомерность отмеренной мести, власть требует лишь, чтобы она совершалась, открыто или даже с предварительным объявлением о том представителю власти… Мститель освобождает себя от обвинения в преступном деянии, месть становится одним из видов дозволенного убийства"[25].
Homo Sapiens (человек разумный) придумал сотни различных способов казни себе подобных. В этом «деле» безусловным фаворитом был – Иван Грозный. Именно ему принадлежат десятки новых видов смертной казни[26]. Не отстали от Грозного и Алексей Михайлович, Петр I, Анна Иоановна и др[27]. Тем самым, общество умаляет свое человеческое достоинство, отрицая такую ценность, как человеческая жизнь.
Историей зафиксировано, что еще в 427 году до нашей эры состоялась дискуссия о правомерности применения смертной казни. Во время происходившей тогда Пелопонесской войны, союзный Афинам город Митилена изменил своему союзническому долгу, почему и было решено казнить все взрослое мужское население города. Тогда Диодоту удалось убедить афинян не применять смертной казни к митиленцам. Мотивируя свою речь, Диодот отмечал, что "нет закона, который мог бы помешать этому (совершать преступления), ибо люди прошли все виды наказаний, постепенно усиливая их, в надежде, что, быть, может, меньше будут терпеть от преступлений…"[28]. В 818 году нашей эры император Японии исключил смертную казнь из законов Японии, и в течение трех последующих веков эта мера наказания в стране не применялась.
Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИИ
В истории Российского права, смертная казнь - есть явление закономерное, произошедшее из обычая кровной мести. Отмена кровной мести и её замена выкупом не могло в полной мере заменить мщение. Инквизиционные процессы IX-XI вв. - сожжение на костре еретиков, колдунов и ведьм, а также масса других случаев применения публичных расправ, постепенно подготавливает законодательное закрепление смертной казни.
Изучение истории смертной казни в России начинается приблизительно во второй четверти XIX века, когда интерес к этой проблеме возрос в связи с работами по кодификации права. В 1840 году была издана монография C. Баршева "О мере наказания", в которой автор, будучи сторонником разумного применения смертной казни, подверг критике теорию устрашения, отметив, что смертная казнь, уничтожая одного преступника, не уничтожает преступности.
Первым специальным исследованием о смертной казни была монография А. Ф. Кистяковского, изданная в 1867 году, и не утратившая своего научного значения до настоящего времени. В отличие от своих предшественников его воззрения на смертную казнь базировались на принципах не государственной, а социологической школы. А. Ф. Кистяковский пришел к выводу, что между социальной обстановкой и смертной казнью существует устойчивая связь. Он отмечал, "что ручательством за неизбежность отмены (смертной казни) служит то, что отмена… происходит не столько по воле законодателя, сколько вследствие тех полу стихийных, полу рефлективных перемен, которые свершаются в более или менее значительной массе народа"[29].
Заслуживает внимания и работа известного русского историка Н. П. Загоскина "Очерк истории смертной казни в России", опубликованный в 1892 году. Работа отличается стройностью логических умозаключений в изложении истории смертной казни в России. На позицию автора оказали влияние государственная и социологическая школы в юриспруденции. Н. П. Загоскин условно выделяет два периода в истории древнерусского права:
1. Эпоха господства частного воззрения на преступление и наказание, характерной чертой которого является институт кровной мести и система имущественных пеней;
2. Эпоха господства устрашительных наказаний, с государственным воззрением на преступление и наказание, с карательной системой и сыскной формой процесса.
Смертная казнь, по мнению Н. П. Загоскина, как я уже отмечала, явление наносное, привнесенное из Византии, а "правовому мировоззрению русского народа… смертная казнь чужда"[30].
Отметим выход в свет в 1906 году сборника статей "Против смертной казни", под редакцией М. Н. Гернета. Издание сборника было связано с усилением карательной политики правительства в годы первой русской революции. Пафос авторов статей определялся неприятием политики чрезвычайных судов, с легкостью выносивших смертный приговор.
В 1913 году была опубликована работа известного ученого в области уголовного права Н. С. Таганцева "Смертная казнь". Он полагал, что смертная казнь приходит на смену уголовным штрафам, и заинтересовано в ней государство, а не потерпевший. Н. С. Таганцев также утверждал, что "карательная деятельность государства, относящаяся, прежде всего к совершившимся преступным деяниям, не может быть включена в предупредительную деятельность государства и не может быть оправдана и объяснена одним правом самообороны общественной, если только не придавать самому понятию обороны несвойственной ему, чрезвычайно широкий смысл". По мнению Н. С. Таганцева, на Руси вплоть до XVII века смертные казни во многом зависели от усмотрения верховной власти[31]. Следует упомянуть и о монографии С. Н. Викторского "История смертной казни в России и современное ее состояние". По мнению автора, начиная с конца XV века, применение смертной казни в России вступает на новый этап. Он отмечает, что "Идея в государственном значении уголовных кар почти совершенно уничтожает прежние права потерпевшего". Он считает, что уже по Судебнику 1497 года "смертная казнь становится во главе всех наказаний"[32].
До XVIII века число преступлений, предусматривающих в качестве наказания смертную казнь, неудержимо возрастало. Викторский С.К. и Шелкопляс Н.А. считают, что раз смертная казнь проникла в закон, то уже невозможно было сдержать развитие этого наказания. Плюс ко всему, факт применения смертной казни к виновным в таком относительно распространённом преступлении как кража, совершённая в третий раз и к лихим людям, способствовало привыканию населения к этому страшному наказанию, примирению с ним, хотя ранее это не было свойственно общественному правосознанию.
Говоря о России, принято считать, что в Псковской судной грамоте 1467 года смертной казнью карались следующие деяния:
- государственная измена (крамола);
- кража, совершённая в третий раз;
- кража из церкви;
- конокрадство;
- поджог.
Следует обратить внимание на то, что и в этом перечне отсутствует убийство. Это вовсе не означает, что убийств не совершалось или совершалось очень мало, вероятнее всего, применять смертную казнь в данном случае было не так выгодно, как денежный выкуп, а, устанавливая высшую меру наказания за перечисленные деяния, вероятно, ставили задачу искоренить наиболее существенные преступления. Обычно, увеличение количества каких-либо преступлений закономерно влечёт за собой и депенализацию ответственности, поэтому, возможно, что преступления определённые в перечне как смертельно наказуемые, в тот исторический период, совершались повально чаще, чем преступления против жизни, что и повлекло такие законодательные феномены[34].
Продолжая историческое рассмотрение закрепления и применения смертной казни, нельзя обойти вниманием Судебник 1497 года и Судебник 1550 года. Перечень интересующих нас преступлений расширился и выглядел примерно так:
- государственная измена ("крамола");
- убийство своего господина;
- супружеская измена;
- разбой;
- душегубство;
- поднятие населения на восстание, бунт и т.п. ("подым");
- сдача города неприятелю ("градская сдача");
- подделка документов ("подписка");
- подбрасывание поличного с целью обвинить кого-либо в краже или разбое ("подмёт");