Смекни!
smekni.com

Проблема счастья и долга в романе Евгений Онегин 2 (стр. 2 из 4)

И публикация текста частями, и то, что по ходу создания романа менялся автор, менялся читатель, менялась эпоха, были в значительной мере обстоятельствами, внешними по отношению к первоначальному замыслу Пушкина. Определенные особенности романа сложились стихийно и только впоследствии были осмыслены поэтом как сознательный принцип. Однако очень скоро то, что порой появлялось случайно, сделалось осознанной конструктивной идеей. Тем более это стало справедливо для тех поколений читателей, которые знакомились с «Евгением Онегиным» уже не по отдельным выпускам и сразу же смотрели на него как на оконченный текст.[11]

В самом начале своей работы над "Евгением Онегиным" Пушкин писал поэту Вяземскому: "Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница".

В самом деле, стихотворная форма придает "Евгению Онегину" черты, резко отличающие его от обычного прозаического романа. В стихах поэт не просто рассказывает или описывает, он при этом как-то особенно волнует нас самой формой своей речи: ритмом, звуками. Стихотворная форма гораздо сильнее, чем прозаическая передает чувства поэта, его волнения. Каждый поэтический оборот, каждая метафора приобретает в стихах особую яркость, убедительность. Пушкин создал особую форму для своего лирического романа. Стихи не текут непрерывным потоком, как почти во всех его поэмах, а разбиты на небольшие группы строчек - строфы, по четырнадцать стихов (строк) в каждой, с определением, постоянно повторяющимся расположением рифм - так называемая "Онегинская строфа", которая состоит из четырнадцати стихов четырехстопного ямба. Эти четырнадцать стихов делятся на четыре группы: три четверостишия и одно двустишие (заключительное).[5]

Жанр «Евгения Онегина» - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой - рассказчик от чьего лица ведется повествование).

Центральный образ романа - образ автора. Поэтому считается, что лирический сюжет доминирует (все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия).

Таким образом, можно отметить перед нами лирический дневник автора; откровенный разговор с читателем, где исповедальные моменты перемежаются легкой болтовней. Автор то серьезен, то легкомыслен, иногда зло ироничен, иногда просто весел, иногда печален и всегда остер. И главное - всегда абсолютно искренен с читателем.

Простой сюжет романа излагается у Пушкина по очень четкой, строгой композиционной схеме. Любовное письмо Татьяны и жестокая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны. Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина. Между этими главными сюжетными эпизодами - ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны.

Главные герои - ОН и ОНА - меняются местами к концу книги. Сначала ОНА любит его, а ОН не замечает ЕЁ, ОНА пишет ЕМУ письмо и выслушивает ЕГО проповедь… Потом ОН любит ЕЁ, а ОНА не замечает ЕГО, ОН пишет ЕЙ письмо и выслушивает ЕЁ проповедь - только и всего… Это «зеркальная» композиция.[6]

Герои «Онегина» неизменно оказываются в ситуациях, знакомых читателям по многочисленным литературным текстам. Но ведут они себя не по нормам «литературности». В результате «события» — то есть сюжетные узлы, которые подсказывает читателю его память и художественный опыт, — не реализуются. Сюжет «Онегина», в значительной мере, отмечен отсутствием событий (если понимать под «событиями» элементы романного сюжета). В результате читатель все время оказывается в положении человека, ставящего ногу в ожидании ступеньки, между тем как лестница окончилась и он стоит на ровном месте. Сюжет складывается из непроисходящих событий. Приезд Онегина в деревню, письмо Татьяны к нему, гибель Ленского, вторая встреча и любовь Онегина — ни одно из событий не влечет за собой тех последствий, которые должны были вытекать из них в самых различных типах построения сюжета романа. Как роман в целом, так и каждый эпизод, равный, грубо говоря, главе, кончается «ничем».[11]

Глава 3. Анализ образов Онегина, Татьяны и образа автора

Евгений Онегин - типичный молодой петербургский щеголь. Он умен, довольно образован, он смутно чувствует, что, так как принято в светском обществе, жить нельзя.

Кроме самого Пушкина, считающего Онегина своим «добрым приятелем», друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей – Каверин, а затем в романе появляется ещё одно имя – Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что в своей одежде был педант и то, что мы называем «франт».

Эти имена приведены не случайно, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя.

Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Автор отмечает его «мечам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, выразившееся в разрыве с обществом и отъезде в деревню.

Кризисные этапы в жизни Онегина, испытания любовью и дружбой. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой. Особенно среди поместного барства. И обрекали при отсутствии общественной деятельности на полное одиночество.

Итак, испытания дружбой Онегин не выдержал. И на именинах Татьяны, и перед дуэлью он показал свою неспособность «чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь», он оказался глухим и к голосу собственного сердца, и чувствам Ленского.

Герой не выдерживает испытания любовью. В первых главах автор показывает, что любовь прошла мимо Онегина, потому что Евгений лишён самой способности любить. Его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских «истин», главная цель которых – обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле.

Онегин и Ленский – совершенно разные люди, но дело не только в этом. Онегину чувство дружбы не свойственно. «Малодушное большинство», «друзья», окружающие человека в «мертвящем» «омуте света» появляются в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной» так карикатурой на истинную дружбу - светское приятельство. «От делать нечего друзья» - таков приговор автора дружеским отношениям Онегина и Ленского. Дружба без глубокой духовной общности - лишь временный пустой союз. И эта карикатурность светских дружб приводит автора в ярость: «...от друзей спаси нас Боже!» На эту тему приведу сравнение - язвительные строки о клевете «друзей» в четвертой главе романа с проникновенными стихами о няне:

И гармонических затей

Читаю только старой няне

Подруге юности моей...

Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе - поэтому так страшны автору эти светские «дружбы». В истинной дружбе предательство - самый страшный грех который ничем нельзя оправдать, в светской же пародии на дружбу, предательство - в порядке вещей, нормально. Для автора неумение дружить - страшный признак моральной деградации современного общества.

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя

Мы почитаем всех нулями

А единицами - себя.

Мы все глядим в Наполеоны

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

Онегин убил…Восемь лет жизни, но душа его все еще не мертва. Он не верит чувствам, хотя тоскует по ним, поэтому общение с Ленским усиливает в Онегине потребность одушевления чувств. В юном Ленском «Онегину все было ново». От холодного Онегина Ленский отличен, прежде всего, тем, что «его душа была согрета», он не разочарован внешним миром. Но сошлись они не только потому, что крайности сходятся. Ленский, как и Онегин, резко выделяется из окружающей среды. Оба они представители новой, молодой России. Причем пылкий и восторженный романтизм Ленского – явление, не менее характерное для передовой дворянской молодежи пушкинского времени, чем «охлаждение» и скептицизм Онегина. Перемены происходят в Онегине, так как он, прежде бранивший Гомера, Феокрита, внимательно слушает отрывки «северных поэм» Ленского.

Шестая глава оказывается кульминацией в общей композиции романа. Именно здесь совершается глубокий, драматический перелом в судьбах всех героев. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился и, которое было основой его жизни, оказалось «мнимым» (вот когда реализовался вполне смысл эпиграфа к роману). И этим открытием Онегин «сражен». Убив на поединке друга, он нарушил, по мысли Пушкина, нравственную природу вещей. Невозмутимость Онегина (слово «хладнокровно» не раз повторяется в сцене дуэли) обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой. Оказалось, что, презирая общество, Онегин не способен быть «мужем с честью и умом». Оказалось, что ради мнения «глупцов» он готов убить «на поединке друга». Оказалось, что скептицизм, недоверие к чувствам и неспособность к искренности доводят до преступления. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли. Но на дуэли был убит не только Ленский, был сражен и прежний Онегин. Он потерял уважение к себе, без которого не мог существовать. В дуэли Онегин увидел, что основания его жизни ложны. Мнимым оказалось и его разочарование в жизни: на дуэли он жизнь свою защищал и стрелял первым. Теперь «в тоске сердечных угрызений» Онегину предстоит измерять свою вину.