Творчество Оноре Бальзака очень сложно для восприятия. Казалось бы, его герои находятся на поверхности со своими болями, радостями, страстями. А в действительности, рассматривая их, натыкаешься на такое подводное течение, которое может поглотить и не дать вынырнуть на поверхность.
Образы его произведений так реальны, что иногда забываешь, что рассматривать их нужно лишь в контексте произведения, и переносишь в действительность и относишься так, как относился бы к людям, существующим рядом. Тогда поступки героев становятся непонятными и неосознанными, а произведение вообще теряет содержание.
Но не следует забывать, что основной идеей романтиков, усвоенной Бальзаком, был историзм, который базировался на принципах единства человека и общества. Изображая современную ему эпоху, Бальзак подносил личность над бытом. Возможно, потому его творчество близко мне и моим современникам.
В изображении своих героев, как центральных, так и эпизодических, писатель согласовывал социальную принадлежность героя с его моралью.
Наиболее показательной в этом плане является «Человеческая комедия», где автор с полной точностью и полнотой исследовал специфические особенности эпохи. Наибольшее внимание, по моему мнению, привлекает изображение автором «эпохи денег», ведь Бальзак глубоко и тонко проник в сущность и «технику» денежных отношений. Он сумел проникнуть в неэстетичные стороны действительности — грязные расчеты спекулянта и катастрофу купца, которые определили большинство черт человеческого быта и морали. Я думаю, что не следует скептически относиться к высказыванию доктора Бъяншона, что «деньги — религия нового мира», ведь деньги во все времена играли большую роль в социальной жизни. И именно бедность, отсутствие денег, бытовые условия становятся той внешней силой, которая противостоит личности. Поэтому так часто герои Бальзака боряться с деньгами, а не служат им, потому что по мнению самого автора «выгодой можно объяснить лишь унизительные поступки». А в «Человеческой комедии» присутствует целая толпа позитивных героев, ведь писатель верит в человека и ее неисчерпаемые духовные силы.
Образы д’Еспара или Монжено можно рассматривать в двух аспектах: или как позитивные образы современных аристократов и банкиров, или как символ невозможности благотворительности современного общества.
Большое внимание уделяет Бальзак выдающейся личности. Могучая личность, способная на большие усилия воли и на борьбу с людьми и обстоятельствами, привлекает писателя независимо от цели ее деятельности: то ли бунтарство против идеологических пут, то ли против порабощения мысли.
Выдающаяся личность, независимо от рода занятий, наделенная потенциальной силой, властью над внешним миром. Все герои этого плана являют собой лишь варианты одного типа. И Наполеон, и Вотрен — люди одной породы, но первый поднялся на высшую ступень политической жизни, а второй остался на дне человеческого океана. Сила случая помогла Наполеону обнаружить гениальность, а отсутствие надлежащих обстоятельств привело Вотрена к борьбе с обществом. Роль победы героя над враждебными внешними обстоятельствами определяется так: «Нет принципов, есть только события; нет законов, есть лишь обстоятельства; высший человек приспосабливается к событиям и обстоятельствам, чтобы руководить ими» («Отец Горио»).
Современная Бальзакову действительность отразилась на страницах первого роману, написанного как часть большой целостности, названной впоследствии «Человеческой комедией». «Отец Горио» является, так сказать, ключевым произведением, к которому сходится все предыдущее творчество Бальзака. В центре событий находится пятиэтажный дом, где и происходят драматичные, полные неожиданностей, события: убийство наследника, грабеж, разврат. Автор трагически показал быт мещанский и быт аристократический, между которыми трудно найти различия, легче найти общие черты.
Оноре де Бальзак — фигура неординарная. Невзирая на все противоречия своих взглядов он оставил потомкам огромную галерею образов, которые вошли в мировую литературу свидетельством гениальности большого мастера. А главное, он был одним из первых французских писателей, которые с такой остротой почувствовали свою современность.