«Айвенго» - это исторический роман. Но изучать по нему историю, наверное, не стоит. Этот роман является воспроизведением памяти о событиях, а не самих событий. А воспоминания всегда в какой-то мере искривлены. И с этим ничего не сделаешь. Это художественное произведение
Поэтому даже настоящие исторические лица не такие, как были на самом деле. Король Ричард или его брат, например. Искажены авторской волей и легендарные герои Робин Гуд и его веселая компания. А о тех, кто создан авторским воображением, нечего и говорить.
Интересно наблюдать за разнообразием событий, которые щедро показал автор в романе. Здесь всего много. Вот приходит в родительский дом никем не узнанный сын. Его узнают только рабы - как когда-то Одиссея. Возвращается без свиты и великолепия законный король, власть которого признают только веселые разбойники Робин Гуда. Добивается любви прекрасной еврейки рыцарь Храма. Другой рыцарь захватывает в плен своего раненого неприятеля и лиц, которые его сопровождали.
Вот такими событиями богата книга. Все это, наверное, нарочно преувеличено, но так нужно для того, чтобы читатель смог принять ту или другую сторону. И мы, зная точно, что все это фантазия автора, избираем свою позицию в интригах, которые начинают принц Джон и его сторонники.
Писатель четко дает нам понять, кто ему дорог, а кто ненавистен.
Ричард Львиное Сердце - настоящий герой и король всех англичан. Даже тех, кто тихонечко лакомится дичью в заповедных лесах. Все лучшее воплощено в нем. А противостоит ему родной брат, который не любит своего народа и боится его. Джон поступает как иностранец, которому нужны лишь добыча и власть.
Крестоносец Айвенго, который все сделал для освобождения и защиты своего сюзерена, противостоит храмовнику, для которого нет ничего святого, кроме его собственных желаний и богатства.
Можно продолжить это сопоставление, но, наверное, довольно. Лучше сказать, что эти люди при любых условиях не смогут договориться. Как вода и огонь.
Именно поэтому их война будет жестокой. Первое время преимущество будут иметь темные силы. Так всегда бывает. Они первые наносят удар в удобное для них время. Никакие моральные правила им не мешают. Но зло всегда оборачивается против того, кто его совершил.
Так произошло и в романе Вальтера Скотта.
Как всегда в приключенческих романах, порок должен быть наказан еще при жизни добрых героев. Тогда читатель сам, возможно, восстанет против зла, с каким каждый из нас сталкивается в жизни. Тем не менее это уже другое приключение и другая история.