8 класс. Урок внеклассного чтения при изучении творчества М. Ю. Лермонтова.
Тема:Небо, земля и Демон.Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова и живописи М. А. Врубеля.
Цель: Знакомство с «богоборческими» мотивами в творчестве Лермонтова, с
«демонической» темой в живописи Врубеля. Сопоставление биографических фактов поэта и художника, живших в разное время, с целью создания атмосферы магического, фантастического, как нельзя лучше отвечающих теме занятия. Словарная работа (этимология и развитие слова демон и др.). Развитие умения видеть прекрасное, отзываться на него, сопереживать.
Оборудование: Репродукции картин Михаила Врубеля «Демон сидящий, «Летящий Демон», «Демон поверженный». (Не путать совершенно самостоятельные картины Врубеля с его иллюстрациями, выполненными специально к поэме Лермонтова «Демон».)
Эпиграф: Собранье зол его стихия? (М. Ю. Лермонтов, «Мой демон»; строчка стихотворения, представляющая собой утверждение, звучит в качестве эпиграфа как вопрос.)
Учащиеся выступают в роли экскурсоводов. К уроку необходимо знание текста поэмы «Демон».
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
– В 1856 году, когда в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М. Лермонтова, в Омске, в семье штабскапитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Врубеля родился сын, будущий художник Михаил Врубель. Его жизнь сложилась так, будто к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком. Для обоих – и Лермонтова, и Врубеля – Демон стал программным образом, художественной формой философского мировосприятия и лирическим героем многих произведений.
Демон – образ-символ пришел в европейскую культуру из античной мифологии. У древних греков к демонам относили всякое божество. Особое место среди них занимали духихранители, которые, согласно давним поверьям, обладали противоречивыми характерами, сочетавшими положительные и жестокие, разрушительные черты, из-за чего могли способствовать или благоприятствовать человеку в исполнении его намерений. С развитием религиозных воззрений демон стал трактоваться уже не просто как злой дух, он стал олицетворять тьму, обман и зло, и воспринимался, соответственно, как бес, дьявол, сатана.
Русские и европейские поэты трактовали образ демона в соответствии с собственным индивидуально-субъективным пониманием и творческим воображением. У Пушкина – это Князь тьмы, олицетворение зла, у Байрона – соблазнитель Евы и учитель Каина, открывший ему тайну сотворения мира.
С приходом Лермонтова, Врубеля мировая культура, развивавшая различные направления образов демонологии в философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве, пополнилась новыми яркими творениями, масштабными по идее и емкими по содержанию.
2. Объявление темы урока, эпиграф.
Экскурсовод:«Демон сидящий». Врубель начал поиски своего «Демона» в 1885 году.
Демон не давался художнику, ускользал, рассеивался в дымке, как призрак. Временами Врубель видел почти натурально огромные глаза, горящие, как черные бриллианты, полные нечеловеческой тоски: то он видел губы, запекшиеся, как лава; то гриву змеящихся волос; то чудное оперенье крыльев; то бледно-серый овал мучительно далекого лица. Но все это не собиралось в целое и страшно угнетало художника, даже «тело сводило судорогами от боли». И вот наконец свершилось – перед вами репродукция картины «Демон сидящий»:
«полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Отблески заката осветили желтоватыми бликами могучий торс и руки самого неподвижного героя, едва коснулись неземной красоты его молодого лица, на котором, как жемчужина, застыла светлая, тяжелая, «нечеловеческая» слеза. Это образ молодого, еще ненастоящего Демона. Кажется, скорбь мира застыла в его опущенных на колени руках, сцепленных в бездействии, в его глазах.
– В поэме у Лермонтова Демон уже иной. Это бессмертный дух, получеловек, полубог в краткий миг, когда влюбляется в земную девушку Тамару и надеется вернуться к былому райскому блаженству, примирившись с Богом. Обратимся к началу поэмы и подумаем, какими художественными средствами передается бесконечная тоска, равнодушие и презрение Демона к мелочным страстям земной жизни? (Ярко выраженная антитеза. Каждая строфа пространно описывает великолепие земного пейзажа: наблюдательный взор проникает в самые заветные, недоступные уголки прекрасного божественного творения – перед глазами расстилаются роскошные ковры грузинских долин, величественные вершины Кавказа, мощные, безудержные горные реки; чуткий слух различает «стозвучный говор голосов, дыханье тысячи растений»; обоняние тревожат «ароматные росы»… Но каждая строфа заканчивается разрушительным эмоциональным спадом: наблюдая все это, Демон либо скучает, либо презирает окружающее, либо ненавидит и завидует. Первая строфа и окончание четвертой как бы замыкаются образами небесных светил – в лучшие дни, до изгнания Демон сам «блистал»,«когда бегущая комета… любила поменяться с ним» – с земли тоже видны «звезды яркие, как очи, как взор грузинки молодой». Но и подобное чудо – столь удивительная связь земли и неба, которые не сойдутся вместе никогда – не трогают душу Демона.)
– Как вы думаете, какие строки поэмы «Демон» могла бы проиллюстрировать картина
Врубеля «Демон летящий»? (Как раз 1, 3, 4 строфы поэмы.)
Экскурсовод:«Демон летящий». Перед вами все тот же молодой титан, но повзрослевший и еще более безутешный, без юношеской лиричности и своеобразного обаяния, свойственных Демону 1890 года. Полет могучего тела над землей исполнен стремительной силы и материальной невесомости. Но полет Демона бесцелен. В лице, разрезающем пространство, – выражение бессильной обиды и безысходности, а его мускулистые деформированные руки (опять руки!) воспринимаются неуместными, ненужными: Демон не знает, как их применить. К длинному, как фриз, полотну не сохранилось эскизов. Полотно осталось незаконченным.
– Из состояния безысходности и тоски Демона вырывает необычайная красота земной девушки. Верите ли вы в искренность намерений Демона в отношении Тамары? (Мнения учащихся разделяются. С одной стороны, Демон влюбляется в земную грузинскую княжну Тамару в надежде обрести вечную подругу, коренным образом изменить свою жизнь, примириться с Богом, вернуться к былому райскому блаженству или, по крайней мере, зажить с любимой «царицей мира» в своем аду, между небом и землей, ведь любовь преображает, даже возрождает (часть 2, признание Демона в любви к грузинской княжне). С другой стороны, Демон воспринимается как злой дух, словам и поступкам которого нет веры. Он – коварный искуситель, для которого любовь не есть путь ангельского возрождения, а лишь «умысел жестокий» растления чистой души (часть 2, строфа 11: «Увы! Злой дух торжествовал!). Подходим к мысли о том, что в трактовке Демона отражается некоторая двойственность: перед нами образ-символ философско-нравственных взглядов, настроений самого Лермонтова – в поэме слышен отзвук неудачной любви поэта к В. Лопухиной, и в то же время Демон – образ антихриста в его евангелическом и житейском понимании.)
– Отчего погибла Тамара? (От неземной страсти – простому человеку ее не выдержать; от губительной страсти – ибо она от злого духа; Тамара была нужна Богу, а орудием для ее скорейшего появления в раю Бог избирает Демона, что для последнего является страшным испытанием и еще более усугубляет его страдания: «Узнай! Давно ее мы ждали!» – восклицает посланный Богом Ангел. Получается, что Богу вовсе не угодно перерождение
Демона, возвращение на небо, – звучит мысль о жестокости и несправедливости
Всевышнего, отсюда и «богоборчество» поэта.)
– Ни на один вопрос к поэме невозможно дать однозначного ответа, поэма «Демон» подобна психологическому ребусу, который с трудом поддается расшифровке. Образ Демона дан в развитии – так же он эволюционирует, становится все трагичнее и в живописных произведениях Врубеля.
Экскурсовод:«Демон поверженный». В 1902 году Врубель заканчивает «Демона поверженного», где герой представлен в минуту краха, наедине с собой, исполненный злобы и отчаяния. Когда в начале марта картина уже висела на выставке «Мира искусства», художник, являвшийся с раннего утра с кистями и красками, все менял и менял лицо Демона – до сорока раз, согласно свидетельствам очевидцев. Но ведь известно, что у бывшего ангела тысяча личин, ни об одной из которых нельзя сказать, что она истинна. То, что открылось Врубелю в погоне за правдой о своем герое, уже просто пугает. В каком-то бессильном бешенстве глядит на нас своевольно-капризное деформированное лицо. Намертво переплетенные руки и изгиб торса создают своего рода клетку, в которую заключено это существо.
Кроме изменившегося облика героя, мы имеем дело и с изменившимся колоритом. Художник, нарушая все правила живописной техники, ввел в крылья, диадему, пояс и даже снега горных вершин легко изменяющие цвет бронзовые порошки. Именно это обстоятельство стало основным препятствием в деле приобретения картины Третьяковской галереей. За 3000 рублей работу, которой суждено было стать последним законченным живописным произведением Врубеля, приобрел В. В. Фон Мекк. Лишь в 1908 галерея купила ее у Мекка за 8000 тысяч рулей, хотя опасения в том, что темнеющие металлические лаки изменят колорит полотна, оправдались. Краски потемнели. Но – и это самое поразительное! – экспрессия «Демона» не умалилась, все полотно приобрело цельность, сгладились черты чрезмерного возбуждения, лихорадочного писания. Среди погасшего сверкания крыльев лишь на отдаленных вершинах светятся отблески вечерней зари, и лучи заката светятся на «царственном золоте» венца на голове Демона. Получается, что картина как бы жила самостоятельной жизнью и после смерти ее создателя.