Для В. Маяковского было важно умение отделять главное от второстепенного. К категории мелочей, которым не нужно уделять много внимания в жизни, поэт относил власть, деньги и славу. Как и М. Горький, В. Маяковский уделял много внимания в своем творчестве критике мещанства. Поэт показывает, как «быт» завоевывает все жизненное пространство, подчиняя мысли и энергию человека одному лишь стремлению приобретать и окружать себя все новыми и новыми вещами, без которых вполне можно и обойтись. Качество или количество этих вещей (одежды или мебели) ассоциируется у людей, зараженных мещанской психологией, с их жизненным успехом. Имущество становится постепенно главной целью их существования. Ради уютно обставленного гнездышка, своеобразного бытового оазиса, они готовы попирать любые идеалы, торговать своей совестью и даже превратить все остальное вокруг себя в пустыню.
В творчестве В. Маяковского существует целый ряд сатирических произведений, содержащих сокрушительную критику мещанства. Стихотворение «О дряни» – одно из наиболее острых и выразительных.
Произведение имеет четко выраженную вступительную часть, где «дрянь», разговор о которой провозглашается чрезвычайно важным и актуальным, противопоставлена героям. Стихотворение написано в самом начале двадцатых годов. В это время провозглашенные революцией ценности начали проверяться практической жизнью. Именно тогда после водоворота событий предыдущих лет начали вновь возрождаться мещански-обывательские настроения. Несомненно, каждому человеку свойственно стремление поиска лучшей жизни, именно жизни, а не доли своей. Маяковский с гневом обрушивается на тех, кто стремится, прикрывшись новой общественной идеологией, взрастить старые порядки. Брезгливо повествует поэт о такой парочке приспособленцев. В стихотворении «О дряни» они сравниваются с птицами, переменившими оперенье и свившими уютные кабинеты и спаленки.
Мысли и жизненные идеалы героев мастерски раскрываются в диалогах. Весь смысл их существования состоит в приобретательстве. Фальшь видна во всем: создавая для других пятилетние планы, сами они в это время предпочитают отсиживаться в теплых кабинетах.
Ирония Маяковского в ходе развития сюжета произведения постепенно нарастает. Едва заметные контрасты и социальные разногласия становятся броскими и кричащими. Циничны мечты Нади о новом платье с серпом и молотом. Не менее отвратительны слова ее мужа о тихоокеанских галифищах. И дело не только в том, что от излишества материальных благ люди не знают уже, на что потратить свои деньги. Важно, что они стремятся подчеркнуть свое превосходство над другими. Их уже не устраивает тихое существование в уютном семейном гнездышке. Спесь так и лезет наружу, так и режет глаза окружающим.
Контраст мещанской бытовой реальности и светлых идей служения общественным идеалам создается в данном стихотворении при помощи деталей интерьера: пианино, самовар, канарейка, котенок символизируют уютно обустроенную жизнь, ее неторопливое течение. Но не так привлекателен этот обывательский мирок с точки зрения Маяковского. Слово «пианино» в стихотворении почему-то склоняется. Очевидно, сами хозяева инструмента настолько необразованные, что не знают, как его правильно употребить в речи. Котенок греется на газете «Известия». Скорее всего хозяин дома ее так и не читал, а если и читал, то не слишком ценит изложенную в ней информацию. Канарейка в стихотворении не поет, а «оголтело верещит». Эта художественная деталь также снижает образ «коммунизма в отдельно взятой семье». Максимального же накала гневная сатира Маяковского достигает в сцене, когда со стены вдруг начинает возмущаться всей этой обывательщиной портрет Карла Маркса, с именем и учением которого вершилась революция. Данный прием, когда в произведении реальный план соединяется с фантастическим, в литературоведении называется гротеском. Гнев Маяковского обрушивается на канарейку, «песенка» которой символизирует образ мещанского быта.
Скорее головы канарейкам сверните –
чтоб коммунизм
канарейками не был побит! –
кричит возмущенный Маркс. А поэт Владимир Маяковский молчаливо присоединяется к его словам.