Все изымаемые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим присутствующим лицам и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска. Иными словами, следует обеспечивать присутствие понятых при всех поисковых действиях следователя и, обнаружив искомые предметы и документы, акцентировать внимание понятых и других присутствующих лиц на том, где именно эти предметы находятся. Изымать же предметы из этого места не только обязательно в их присутствии, но и желательно с их технической помощью.
Упаковывать и опечатывать изымаемые при обыске объекты следует для обеспечения их сохранности и в случаях, когда: изымается большое количество однородных объектов (например документов), относимость к делу и доказательственное значение которых могут быть установлены лишь в результате дальнейшего осмотра и иных следственных действий; изымаемые предметы подлежат в последующем экспертным исследованиям (например для установления отпечатков пальцев); обнаруживаются валюта, драгоценные металлы, изделия из них, яды, наркотические вещества и психотропные средства; ценность, ее происхождение, назначение и наименование изымаемого объекта могут быть установлены лишь в результате соответствующего экспертного исследования. При обыске могут присутствовать защитник (обвиняемого, подозреваемого), а также адвокат того лица (не имеющего процессуального статуса обвиняемого или подозреваемого), в помещении которого производится обыск. Это право лица, в жилище которого производится обыск, после предъявления ему постановления о производстве обыска. Если обыскиваемый изъявит желание воспользоваться этим правом, следователь, если иное не диктуется сложившейся следственной ситуацией, должен предоставить ему возможность вызвать адвоката и отложить начало производства поисковых действий до его прибытия. [6]
Актуальным и практически значимым является вопрос о возможности использования результатов оперативно-розыскной деятельности для принятия решения о производстве обыска. С.А. Шейфер, как и многие другие исследователи, считает, что данные оперативно-розыскного характера в отрыве от доказательств основаниями обыска служить не могут. Они имеют факультативное значение и не должны противоречить имеющимся в деле доказательствам. Такого же мнения придерживаются А.Р. Ратинов, А.Б. Соловьев, А.П. Рыжаков и другие. Возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления следственных действий закреплена в Законе об ОРД. Однако ни в УПК, ни в Законе об ОРД не содержится прямого указания на то, могут ли результаты оперативно-розыскной деятельности служить самостоятельным основанием для принятия решения о производстве следственного действия. Игнорирование следователем сведений оперативно-розыскного характера безусловно неоправданно. При принятии решения о производстве обыска они могут не только способствовать обоснованности решения, но и оказать помощь следователю в выборе тактики следственного действия, времени его производства, сориентировать на поиск конкретных предметов и т.д. [7]
Выемка согласно ст.183 УПК производится по постановлению следователя, дознавателя при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, в случае если точно известно, где и у кого они находятся. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документа, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика и поклажедателя.
Принципиальное отличие выемки от обыска заключается в том, что органу расследования точно известно место нахождения подлежащего изъятию, поэтому поиск при производстве данного следственного действия не предполагается и не планируется. Это отличие относится к основаниям комментируемых следственных действий. Во всем остальном процедуры обыска и выемки сходны. Оба они сопряжены с применением необходимого принуждения и с соблюдением однотипных юридических и нравственных норм; оба имеют одинаковые цели - изъятие в целях использования в дальнейшем доказывании предметов и документов.
Протоколы обыска и выемки должны отвечать требованиям ст.166 и ст.167. Кроме того, в соответствующих протоколах должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно.
Все изымаемые предметы, документы или ценности должны быть перечислены и описаны с точным указанием их количества, меры веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости. [8]
В ст. ст.182,183 УПК РФ говорится, что для производства обыска и выемки следователь должен иметь достаточные данные полагать, что в определенном месте или у какого-либо лица находятся предметы или документы, ценности, орудия преступления которые могут иметь значение для дела. Выделим три группы лиц, у которых может быть произведен обыск и выемка:
1 группа - обвиняемые и подозреваемые. Они имеют непосредственное отношение к преступлению. У этих лиц производство обыска допустимо уже на том основании, что они изобличаются в совершенном преступлении и, следовательно, есть основания полагать, что у них могут находиться имеющие значение для дела предметы и документы.
2 группа - лица, которые допрашиваются по делу в качестве свидетелей. Однако имеются основания их подозревать в совершении преступления, в соучастии или укрывательстве. Одним из средств проверки этих лиц и их причастности к преступлению является обыск и выемка. Основанием для такого обыска могут быть материалы дела, свидетельствующие и возможной причастности указанных лиц к преступлению, что должно быть тщательно проверено и оценено следователем.3 группа - это свидетели, которые, хотя сами и непричастны к совершенному преступлению, но связаны с обвиняемым или подозреваемым узами родства, дружеских отношений, знакомства и т.п. Обыск у этих граждан может быть произведен только при наличии конкретных данных о нахождении у них разыскиваемых предметов или документов, которые нужно изъять. Источники фактических данных, которые кладутся в обоснование постановления о производстве обыска, выемки могут быть:
- процессуальные (протоколы следственных действий) и
- непроцессуальные (оперативные данные).
Сведения, полученные из непроцессуальных источников, сопоставляются с материалами дела и, если они не противоречат этим материалам и подтверждаются ими, они учитываются при принятии решения о производстве обыска. [9]
Обыск и выемка могут быть произведены только по возбужденному уголовному делу указанными в законе должностными лицами при наличии постановления. Закон обязывает следователя перед началом обыска, выемки предъявить постановление лицу, у которого будут производиться данные следственные действия, а в его отсутствие - совершеннолетними членами семьи обыскиваемого. Наряду с этим в законе содержится требование о недопустимости разглашения данных предварительного следствия. Таким образом, с одной стороны, следователь в постановлении должен обосновать свое решение о производстве обыска, выемки, а с другой стороны, интересы следствия требуют неразглашения данных предварительного следствия. Поэтому следователь, мотивируя постановление, должен умело использовать предоставленное ему право решать, какие и в каком объеме данные следствия могут быть преданы гласности. При всех условиях следователь должен не разглашать в постановлении источники имеющихся у него сведений, так как это может помешать расследованию. Лишь в случаях, не терпящих отлагательств, обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключения его под стражу. [10]
Такими случаями могут быть: внезапное установление следователем места сокрытия преступления и предметов, имеющих значение для расследования; необходимость пресечь преступление, закрепление его следов, при преследовании подозреваемого, неотложность проведения следственных действий обусловлена обстановкой только что совершенного преступления, возникла реальная угроза уничтожения и сокрытия искомых объектов и т.п. Говоря об основаниях обыска и выемки, в заключении следует обратить внимание, что следователю не всегда представляется возможность получить сведения, прямо указывающие на конкретное лицо, поэтому следователь может в данном случае использовать оперативную информацию. Это, однако, не означает, что, возможно, принятие решения о производстве обыска и выемки на основании оперативных данных в любых случаях. Под достаточностью оснований в данном случае следует понимать определенную совокупность оперативной информации и наличие в уголовном деле доказательств, имеющих процессуальное значение. Кроме того, без вынесения постановления может производиться личный обыск и выемка при задержании, заключении под стражу, а также обыск лица, находящегося на месте производства обыска и выемки, при наличии достаточных оснований полагать, что оно скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для дела[11].