Смекни!
smekni.com

Поэзия Сакена Сейфулина (стр. 4 из 5)

Историческое значение поэмы заключается в смелом изображении испытаний, который пережил казахский народ на пути социалистического строительства. Сейфуллин рассказывает, как в результате ленинской политики в Казахстане был нанесен животнавотчеству тяжелый урон, что привело к значительному снижению материального уровня казахских аулов. Критические отношения поэта были обращены не против общественнго строя, а против тех явлений, которые были чужды духу социализма. Трудовой казахский народ, изображенный в поэме, разоблачая перегибщиков в организации коллективного хозяйства в аулах, делится сомнениями и своим горем с родной коммунистической партии. Поэт верит, что ошибки будут преодолены, верит в будущее колхозного строительства.

Новаторские черты в творчестве Сейфуллина, как и всей советской литературы, определились новым содержанием, необходимостью правдиво отразить революционные преовразования в стране. Богатство идейного содержанияновой литературы, расширение круга литературно-художественных образов требовали от советских поэтов совершенно новых художественных средств.

Мечта и цель поэтанаходились в полной гармониис надеждами и стремлениями родного народа.

Приоритет создания образа положительного героя, человека труда в казахской советской поэзии иакже принадлежит Сейфуллиу. Он о поэтизировал трудную деятельность рабочего класса, прославил достижения науки и техники, видя в них новую силу, которая врывалась в казахские аулы и способствовала их преобоазованию. В те годы, когда в молодой советской поэзии слабо изображалась тема труда, развитие производственной темы лирике Сецфуллина было ярким проявлением новаторства поэта.

Творчеству Сейфуллина, поэта борьбы, присуща активно-действенное отношение к событиям. Это качество сознательно утверждалось им в противовес пассивной созерцательности той части дореволюционных казахских писателей, творчество которых страдало инерцией ограниченности.

Встихах Сакена часто используются биографические факты( « Мой крылатый скакакун», « В заточении», « Письмо матери» и многие др.). в свое время это давало повод недругам поэта обвинять его в том, что он преувеличивает значение своей личности, тогда как в поэзии Сейфуллина эти детали использовались как средства индивидуализации образа. Характерной чертой лирического героя поэзии Сакена является чувтво ответственности перед народом за свой труд и свое социальное поведение. Ему свойственна так же политическая страсть. Слово « поэт- революционер»- наиболее точное определение образа лирического героя в творчестве Сейфулина.

Сейфуллин внес много нового в строй казахского стихосложения. Критически использовав все то, что было создано его предшественниками, он создал ряд стихотворений и поэм, которые не только по своим идейно-художественнымкачествам, но и по форме стихосложения были новым явлением в казахской поэзии. Еще в годы революции поэт искал такую стихотворную форму, которая способствовала бы раскрытию огневого характера лирического героя – несгибаемого борца, прошедшего через тюрьмы и тяжелые испытания.

Для казахской поэзии, создаваемой прежде толькл для пения с домброй, декламационный стих с особым интонационным строем был совершенно новым явлением. Разработанная Сейфуллиным новая для казахской литературысистема стихосложенияпозволила поэту с большой художественной силой передать радость борьбы, парисовать образ нового героя.

Изобразительные средства поэтики Сейфуллина богаты и разнообразны. Подчеркивая значение каждого слова, Сейфуллин сделал упор на энергетичный ритм, закрепляемый сильной рифмой. Поэт смело обогащал слварь и образы, богато использовал метафоры и сравнения. Использовал он также синтаксические и звуковые повторы, усиливающие впечатление от сказанного. Особое внимание поэт уделял музыкальности стиха. Иногда он использовал игру слов, почти одонаково звучащих, но имеющих разное значение.

Как разнообразны изобразительные средства в поэзии Сейфуллина, так же разнообразны и жанры его поэтических произведений. Наряду с поэтической миниатюрой мы встречаем песни, марши, баллады, - и все они созданы в своеобразном стиле,соответствующем им стиле и художествееой задаче. Поэт нередко пользуется народными сказаниями, перерабатывая их по-своему.

Борьба за обогащение казахского литературного языка явилась нетъемлемой частью новаторской деятельности Сефуллина-поэта. Он впервые ввел в обиход казахского литературного языка слова « совестан», « социалистан» и др. Смело введены им в казахский стих интернациональные слова, порожденные новой эпохой.

Поиски Сейфуллина в области стихосложения в свое времявызывали много нареканий у людей, не сумевших правильно оценить все значениеего новаторской поэтической манеры. Но поэт продолжал искать и творить.

Подлинное новаторство неотделимо от народности. Поэтому новаторская поэзия Сакена стала популярной среди народа. В произведениях поэта находим диалектическое единствоформы и содержания, и о чем бы ни писал он, везде есть единство тенденций – выражение органической связи совокупности общественной жизни эпохи с личной судьбой поэта.

Конечно, путь творческих исканий Сейфуллина не был лишен ошибок и заблуждений. Некоторым стихам раннего периода были присущи серьезные идейно-художественные просчеты.

Были у Сейфуллина и формалистические ошибки. Постоянные поиски в области формы иногда его к созданию таких стихов и поэм, где поэт не смог подняться на большие высоты обобщения и оказался в плену формалистических заблуждений. Так случилось и с поэмой « Социалистан». Здесь в показе жизненных явлений поэт не смог отделаться от описательности.

Сейфуллин был современником и последователем Маяковского. Связь творческой деятельности с задачами революции, интересами народа, с его борьбой породнила дух виднейший поэтов революции и в твоческом отношении. Не только в воспевании великих преобразований эпохи, но и в исканиях в области стиха, в расширении возможности казахского стихосложения, в принципах словосочетания Сейфуллин усвоил поэтический опыт Маяковского. Всем своим публицистическим пафосом, ритрико-интонационным строем поэзия Сейфуллина была близка творчеству Маяковского.

Некоторые современники, не понимая исканий поэта, стали обвинять Сейфуллина в увлечени футуризмом. Но эти обвинения не испугали поэта. Новаторская деятельность Сейфуллина стала крупной победой не только его одного, но и всей казахской совктской поэзии. Эта поэтическая победа как бы символизировала неодолимость социалистического пути развития культуры казахского народа.

Литературное наследие Сейфуллина велико. Он атор многих драматических и прозаических произведений.

В дореволюционной казахской литературе, собственно, не было драматургии. Первые казахские драмы были созданы в годы революции. Написанные в 1917 году пьессы Сейфуллина «На пути к счастью» и Ауэзова «Енлик-кебек» - первые опыты дратургического жанра в казахской литературе. Поэтому Сейфуллин справедиво считается одним из зачинатилей казахской драматургии.

Будучи первой драмой в казахской литературе, пьеса «На пути к счастью» ценна и новизной темы. В ней писатель правдиво показал жизнь казахского аула после царского указа о мобилизации казахов на тыловые работы в июне 1916 года и в период Февральской революции1917 года.

Пьесы Сейфуллина сыграли громадную роль в стпновлении жанра драмы в казахской литературе. Особо следует подчеркнуть идейную остроту и историческую роль пьес Сейфуллина в революционной пропаганде среди казахских трудящихся.

По сути дела, Сакен-поэт, Сакен-драматург и Сакен-прозаик были неотделимы. Здесь и там он выступает как новатор, как борец за торжество светлых идеалов коммунизма. Он пропогандирует идею ленинизма, изображает путь казахского народа в революции, в социальной борьбе, создает образцы народных героев, закаленных в классовых боях.

Первым его прозаическим опытом является «Утешение» - стихотворение в прозе, написанное в 1917 году. Оно отличается высоким художественным совершенством. Поэтично, с какой-то тихой грустью поэт рисует степной майский пейзаж. Поэт к нежному печальному звуку, нарушевшему степную тишину. В этом звуке ему слышется горький, скорбный, разрывающий сердце плач. Это плач казахской обездоленной девушки. Услышав в безбрежной степи повесть о трагической участи степной красавицы, поэт утешает ее. Он сочувствует ей и мечтает о свободе всех казахских девушек, томящихся в рабстве и темноте, продаваемых, как скот. Писатель-революционер говорит ей о счасливом времени, сообщает, что настанет день, когданад всм миром засияет солнце.

В 1922 году Сакен Сейфуллин написал повесть «Айша». Тема ее – борьба казахской за свою личную свободу. Героиня Сейфуллина отличается стойкостью и решительностью; упорно идет она на встречу новой жизни.

Принципиалино важное значение преобрела повесть Сейфуллина «Землекопы», в которой впервые в казахской прозе поднята тема рабочего класса. В ней автор рассказывает о жизни рабочих на строительстве железной дороги, о складывающихся среди них новых отношениях, рожденных новым обществом. Тяжелый труд землеков автор изображает радостным, ибо это свободный труд освобожденного народа.

Вершина прозы Сакена Сейфуллина – мемуарный роман «Тернистый путь». В нем автор всесторонне изображает революционную борьбу в Казахстане. Книга особенно ценна тем, что она создана на основедействительных исторических событий и фактов.

«Тернистый путь» написан в годы ожесточенной классовой борьбы в казахстане. В 1922-1925 годах он отрывками публиковался в периодической печати, а в 1926 годувышел отдельной книгой. Книга содействовала пробуждению сознания казахских крестьян, сплачивала их в борьбе против баев.