Сакен Сейфуллин.
(1894-1939)
В начале советской казахской литературы возвышается яркая фигура поэта-революционера, страстного борца за победу и утверждение советской власти в Казахстане Сакена Сейфуллина.
Основоположник казахской советской литературы Сакен Сейфуллин был и поэтом, и драматургом, и писателем прозаиком, и публицистои и литературоведом.
Его многогранный талант внес огромный вклад в вклад в сокровищницу духовных ценностей нашего народа.
Сама жизнь его навсегда останется в памяти нашего народа как героическая легенда, как пример беззаветного служения родному народу.
Сакен ( Садвакас) Сейфуллин родился в 1894году в первом ауле Нильдинской волости, Акмолинского уезда, Акмолинской губернии (ныне Жана-аркинский район, Карагандинской области).
О своем отце Сейфулле Сакен писал в последствии в автобиографии: « Мой отец был жизнерадостным человеком, хорошим домбристом; он любил охоту, содержал ловчих птиц, а мать была приветливой женщиной, хорошей рассказчицей».
На родине Сакена жили в то время многие казахские певцы и акыны-импровизаторы. Их песни и кюи, стихи поэтов, увлекательные рассказы родных заронили в сердце будущего поэта неистребимую любовь к народному творчеству.
У аульного муллы будущий поэт овладевает начальной грамотой. Пробыв три года в школе Успенского медеплавильного завода, в 1905 году он переезжает в Акмолинск, где поступает в приходскую школу, затем в двухклассное училище. Он много читает, внимательно следит за книгами, газетами и журналами, выходящими на казахском и русском языках. Известно, что уже в последних классах училища Сакен начинает обучать русскому языку казахских детей, приехавших в Акмолинск, чтобы получить образование.Затем следуют годы учения в Омской учительской семинарии (1913-1916), начинают формироваться общественно-политические и эстетические взгляды будущего поэта. Он активно участвует в студенческом культурно-просветительном кружке « Единство», при содействии которого в 1914 году издает в Казани свой первый сборник стихов « Өткен күндер».
В предисловии к этому сборнику говорится: «... Литература, хотя это слово нетрудно произносить, рождается и развивается в трудных условиях. У всех высококультурных народов становление литературы происходит на протяжении длительного времени... Мы стремимся ктому, чтобы искусство юных поэтов не пропало даром, чтобы росла и развивалась казахская литератур...». эту высокую цель преследовали учащиеся-кружковцы и в их числе – молодой Сейфуллин.
В сборнике напечатано около 20 стихотворений, в них говорится о любви поэта к родному аулу, о его стремлениях к знаниям, о его лирических раздумьях. Взгляды поэта на крупнейшие общественные явления эпохи тогда еще только начали определяться. Уже тогда в некоторых стихотворениях, опубликованных и в этом сборнике и написанных позднее, в 1915-1916 годах, и вошедших в сборник « Асау тулпар». Молодой поэт протестует против угнетения казахского народа феодально-байской верхушкой и царскими колонизаторами. Он опечален тем, что у казахского народа нет достойного вожака - старшего брата, молодежь не стремится к знаниям, скот и имущество народа расхищаетя, а реакционные казахские баи выступают против русской грамоты, эксплуатируют труд бедняков-скотоводов. Он считае, что стране нужны просвещенные руководители народа, которые сжалились бы над горьеой судьбой сирот и нищих. Однако говорится обо всем этом довольно расплывчато.
Взгля Сейфуллина на восстание 1916 года более полно выражены в его книге « Тяжелый путь, трудный переход», носящей автобиографический характер. Работая учителем, Сакен очутился в самой гуще повстанцев. Он не был непосредственным участником восстания, но сумел широко отобразить борьбу народных масс против тягот империалистической войны, против царского правительства и выразить этой борьбе свое сочуствие
Новый этап в общественно-политической и творческой деятельности Сейфуллина начинается с 1917 года. Когда после Февральской революции враждующие классы столкнулись на открытой арене, Сейфуллин, не задумываясь, выступил на стороне большевиков. В 1917 году при поддержке Совета рабоче-крестьянских и солдатских депутатов Сейфуллин активно участвовал в работе казахского комитета города Акмолинска, оказывая содействие в издании газеты «Тіршілік» ( «Жизнь»). Вступив в 1918 году в ряды коммунистической партии, он ведет непримиримую борьбу против политики Временного правительства и националистов из Алаш-орды.
В эти огненные годы бурной борьбы за установление советской власти в Казахстане Сейфуллин создает известные стихи « Мы спешно собрались в поход», «А ну-ка джигиты!», «Товарищи!», «В степи», «Рабочему», наполненные революционным пафосом боевых призывов. Написанная им в 1917 годы пьеса «Напуть счастья» часто ставилась акмолинской молодежью в городе, а также в казахских аулах. Переложенное на музыку его стихотворение «Товарищи!» широкие массы пели, как боевую песню.
Так боролся поэт-революционер за установление советкой власти в Казахстане.
В мае 1918 года белогвардейце свергли советскуювласть в Акмолинске. Сейфуллин с группой большевиков был арестован и около семи месяцев пробыл в Акмолинской тюрьме.
На одном из допросов поэта спрашивали следователи колчаковцев и алаш-ординцев, действительно ли он написал пьесу ( имея в виду пьесу « На путь счастья»), в которой восхвальются большевики, и ставилась ли она на первомайском празднике. Поэт спокойно, нос гордостью ответил врагам, что он действительно создал такую пьесу, в которой разоблачаются антинародные действия волостных правителей, баев и мулл во время мобилизации казахской молодежи на тыловые работы в 1916 году.
Закованныв кандалы узники были затем отпраблены по этапу в Петропавловск. Они перенесли страшные мучения в застенках Колчака в Петропавловске, в Омске, в вагоне смерти атамана Анненкова. Многие товарищи Сейфуллина были замучены пытками, расстреляны, повешены. В марте 1919 года Сейфуллину удалось бежать из омского концлагеря колчаковцев. Скрываясь в аулах, Сейфуллин через сибирские степи пробирается на родину. Ставленники колчака и алаш-ординцы преследуют его. Сакен через Голодную степь добирается до Туркестана, где уже прочно утвердилась советская власть.
В этот период мужественнный поэт продолжает свою творческую работу. Он пишет множество революционных и лилических стихов: «Ответ на допросе», «Заблуждающимся», «Я тоскую», «Друзьям, павшим за прамое дело о др. И поэзия , и жизненый путь Сейфуллина наполняются борьбой за светлое будующее своего народа. Он продолжает революционную работу и в 1919-1920 годах в глухой степи Туркестанского края.
В начале 1920 года, возвратившись на родину, Сейфуллин активно участвует в советском строительстве в Акмолинском уезде. Он занимается агитацией и пропагандой, руководит народным просвещением и печатью. В 1920 году, когда создается Казахская Автономная Республика, Сейфулин избирается членом Президиума Центрального Исполнительного Комитета Казахстанга. В 1922 году он назначается заместителем Народного Комиссара просвещения Казахстана, а на 111 съезде Советов – Председателем Совета Народных Комиссаров Казахстана. В том же году он избирается членом Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета. Сейфулин неоднократно избирался членом КазЦИКа . С 1924 года по 1937 год он работает в различных культурно-просветительских учреждениях Казахстана- преподавателем высших педагогических учебных заведений, редактором газеты « Енбекші казах» и журнала «Адебиет майданы» и т.д.
Сейфулин вел большую научно-педагогическую работу среди молодой казахской интеллигенции. Пренципиальный, остроумный , непримеримый к идейным противникам, исключительно честный, он пользовался огромной популярностью среди литературной общественности , среди молодежи. Многие поэты, писатели, деятели культуры обращались к нему за творческим советом, за поддержкой. Не только молдодежь, но и многие народные акыны, певцы являлись личсными друзьями Сейфуллина.
Будучи редактором республиканской газеты « Енбекші казах» в 1920-1925 годы, Сейфуллин сплачивает вокруг газеты молодые литературные силя, выявляет новые таланты из гущи трудящихся масс, оказывает им неустанную поддержку в творческом росте, учебе.
Под непосредственным идейно-творческим влиянием Сейфуллина начали свой литературный путь Сабит Муканов , Шолпан Иманбаева, Габит Мусрепов, Аскар Токмагамбетов, Жакан Сыздыков, Таир жароков и многие другие.
По инициативе Сейфуллина в 1926 году была создана Казахская ассоциация пролетарских писателей, которая в начальный период своего существования сыграла огромную роль в борьбе за укрепление позиций советкой литературы, в борьбе против ее иденых врагов.
Сейфуллин на протяжении многих лет изучал и собирал образцы казахского народного творчества, записывая их енпосредственно из уст акынов. В процессе этой интересной научно-исследовательской работы он близко познакомился со многими виднейшими народными акынами, в том числе с Джамбулом. Сейфуллин был первым, кто записал и опубликовал в1931году песни Джамбула, а также песни Суюнбая, Шоже и других акынов в его исполнении.
В 1922 году были опубликованы 3 книги Сейфуллина «Неукротимый конь», сборник стихов, написанных в период с 1915 по 1921 год, и пьесы «На путь счастья» и «Красные срколы», написанные в 1917-1920 годах. Эти издания являись большим событием в культурной жизни республики, где начала формироваться казахская советская литература.
Во вступлении к книге «Неукротимый конь» поэт романтически изображает мчасегося по степи коня и называет свою звонкую песню голосом революции. Он обращается к молодежи со словами: « Молодежь, разбившая оковы рабства, с пламенным сердцем ищущая равноправия, счастья, как сокол, взмахнувшая крыльями, окинувшая взором всю планету, мчащаяся как неукротимый конь по безграничной степи в поисках любви и радости! Я вам посвящаю эту песню! Вы рождены для борьбы, для свободного и счастливого труда. Зовите своих братьев, еще стонущих под игом! Вам, юношам и девушкам, идущим по героическому пути к свободе, посвящается эта песня! Пусть сольются ваши голоса, и могучая песня пронесется над всем миром! Встряхните, обновите старый мир!»