Тема Великой Отечественной войны стала одной из центральных тем в русской литературе второй половины ХХ века. Война явилась не только величайшим бедствием, но и тягостным испытанием, которое возложило на плечи людей груз моральной ответственности за дальнейшую судьбу России. Перед каждым человеком встала, по сути, проблема нравственного выбора: пойти на смерть ради освобождения родины или отсиживаться за спинами других, чтобы сохранить себе жизнь.
Легко рассуждать на эту тему теоретически. Другое дело — броситься под танк или заслонить от пули боевого друга, в решающий момент стать героем или предателем. А судьба порой даже не дает человеку в такие ситуации времени на раздумья.
Тема нравственного выбора привлекает многих современных писателей, пытающихся анализировать психологию человека в самых сложных жизненных обстоятельствах. Она воплощена на страницах романа-эпопеи В.Гроссмана «Жизнь и судьба», в произведениях Ю.Бондарева, В.Быкова, Б.Васильева, К.Симонова и других авторов.
Однако характеры людей, встретивших лицом к лицу с фашистскими захватчиками в 1941 году, сформировались еще перед войной, в сложную и противоречивую сталинскую эпоху, когда с большим гражданским мужеством человеку приходилось решать: жить ли ему по велению собственного разума, совершая честные и правильные поступки, или отмалчиваться и приспосабливаться к тем условиям, в которых приходилось существовать: писать доносы на соседей, участвовать в травле родных и близких так называемых «врагов народа», ни в чем не повинных людей, чтобы только не навлечь на себя беду, не попасть в жернова безжалостной тоталитарной государственной машины. Одним из этих писателей, наиболее подробно показавших, как предвоенная эпоха повлияла на героическую оборону страны в Великую Отечественную войну, стал Б.Васильев, который исследует истоки формирования героического в обычном человеке в повести «Завтра была война». Главной героиней произведения является Искра Полякова, смелая и честная девочка, имя которой напоминает известный лозунг прошлых лет: «Из искры возгорится пламя». Б.Васильев последовательно показывает, как формируется характер героини, как, видя окружающую несправедливость, девочка пытается противостоять ей. Обладая аналитическим умом, Искра быстро взрослеет и стремится совершать самостоятельные поступки. Так, например, на кладбище у могилы своей одноклассницы Вики Люберецкой, ушедшей их жизни по вине подлых людей, оклеветавших ее отца, Искра читает прощальное стихотворение запрещенного тогда поэта С.Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…», за что вечером ее избивает мать: подобная вольность в те годы могла испортить человеку жизнь на долгие годы.
Уже в эпилоге читатель узнает о подвиге Искры и ее матери в годы Великой Отечественной войны. Но для Б.Васильева важен не столько сам этот подвиг, сколько осознание того, что героизм и гражданское мужество во время войны смогли проявить в полной мере именно те люди, кто и в мирные предвоенные годы был способен на высокий нравственный поступок. Искра осуждает тех, кто травил Вику, пытаясь исключить ее из комсомола, мать Искры пишет письмо в защиту осужденного отца Вики. Б.Васильев на примере судеб своих героев последовательно показывает, как черствость и равнодушие превращаются в низость, а душевная прямота и стремление к справедливости возвышаются до уровня героического подвига. Не будучи сторонними наблюдателями чужой семейной трагедии, Искра Полякова и ее мать без колебания отдали жизнь, сражаясь с фашистскими захватчиками. Примечательно, что в творчестве Б.Васильева героическое начало чаще всего и крупнее всего воплощено в женских образах. И в повести «А зори здесь тихие», и в произведении «Завтра была война» подвиги русских женщин в годы Великой Отечественной войны поражают и восхищают читателя до глубины души.