Смекни!
smekni.com

Проблемы хозяйственно-процессуального права (стр. 2 из 3)

Такой другой порядок предвиден, в частности, частью первой статьи 60 Закона Украины "О защите экономической конкуренции" в соответствии с предписанием которой заявитель, ответчик, третье лицо имеют право обжаловать решение органов Антимонопольного комитета Украины полностью или частично в хозяйственный суд. Учитывая содержание приведенных норм, а также статьи 32 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" дела из споров об обжаловании решений (распоряжений) органов Антимонопольного комитета Украины подведомственные хозяйственным судам и подлежат рассмотрению по правилам ГПК. Это касается и рассмотрению дел за исками органов Антимонопольного комитета Украины о взыскании из субъектов ведения хозяйства сумм штрафов и пени в связи с нарушением конкурентного законодательства поскольку такое взыскание осуществляется именно согласно решениям соответствующих органов, принятым на основании предписаний названных Законов Украины. В то же время и пунктом 3 части первой статьи 12 ХПК установлены что дела за заявлениями органов Антимонопольного комитета Украины по вопросам, отнесенным законодательными актами к их компетенции, подведомственные хозяйственным судам.

В вышеуказанных Рекомендациях разъяснялось, что хозяйственные суды рассматривают дела в спорах, которые возникают из земельных отношений, в которых участвуют субъекти хозяйственной деятельности, поскольку земля есть оъектом гражданских прав и обязанностей и используется в хозяйственной деятельности на основании гражданско-правовых соглашений. К таким делам следует относить дела, связанные с защитой права собственности или пользования землей, в которых, защищая свои гражданские права и охраняемые законом интересы участвуют субъекти хозяйственной деятельности.

Указывалось, что хозяйственным судам подведомственные споры относительно взыскания задолженности из арендной платы по договору на пользование земельным участком, заключенным субъектом ведения хозяйства и органом местного самоуправления.

Если предметом спора является право собственности на земельный участок или право пользования ею, в том числе возобновление нарушенного права третьим лицом, которое на основании решений властных органов претендует на спорный земельный участок то такой спор является спором о праве и независимо от участия в нем органа, которым земельный участок предоставлен в собственность или в пользование, должен решаться в порядке хозяйственного судопроизводства.

Как показала судебная практика, одной из наиболее существенных проблем в этой сфере является размежевание компетенции административных, общих и хозяйственных судов по рассмотрению этих споров.

Неразбериха с подсудностью земельных исков существует не первый год. С 1 сентября 2005 г., когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства (КАСУ), дела относительно решений, действий или бездействий местных советов по земельным решениям (отчуждение, аренда) должны были перейти в компетенцию админсудов. И этот порядок продержался пару лет. Но в итоге получилось, что такие споры админсуды рассматривать отказывались, передавая их хозяйственным и общей юрисдикции судам.

Такая проблема была обусловлена тем, что в земельных правоотношениях органы государственной власти и местного самоуправления могли выступать как органы, которые осуществляют властные управленческие функции, так и как органы, посредством которых территориальная община или государство реализует свое право собственника земли. При этом в отношениях, где органы исполнительной власти и местного самоуправления выступали в роли собственников земли, они признавались судами равным участниками земельных отношений с физическими и юридическими лицами, а споры между этими субъектами подлежали рассмотрению по правилам хозяйственного (гражданского), а не административного судопроизводства. При условии применения такого подхода, нерешенной оставалась проблема относительно того, что, выступая от лица собственника земли, органы местного самоуправления или исполнительной власти все же оставались субъектами властных полномочий, а дела в спорах с ними могли рассматриваться и по правилам административного судопроизводства.

Этот базовый вопрос, который мучает всех юристов, спорящих по земле, а равно участников рынка земли с момента принятия Кодекса административного судопроизводства Украины: какой суд – административный или хозяйственный – имеет право рассматривать спор, связанный с принятием органом исполнительной власти или органом местного самоуправления решений, связанных с распоряжением земельными участками, нарушающих права частных лиц?

В своих Рекомендациях ВХСУ склонился к позиции тех юристов, которые обращались с исками о признании недействительными решений органов исполнительной власти или местного самоуправления именно в хозяйственный суд. Она сводится к следующему: «если в правоотношениях, связанных с распоряжением землей, они действуют как органы, посредством которых государство или местная громада реализуют полномочия собственника земли, то такой спор является гражданско-правовым и подсуден хозяйственным судам». ВХСУ сделан также и дополнительный вывод (п.1.3 Рекомендаций) – отношения по приобретению и реализации гражданами, юридическими лицами прав на землю и гражданского оборота земельных участков основываются на равенстве сторон и являются гражданско-правовыми, а ссылки истца на нарушение требований ГК или ХК как на правовое основание исковых требований также указывают на частноправовой характер спора. Аналогично должен рассматриваться хозяйственным судом и спор об обжаловании решения органа власти или местного самоуправления, на основании которого возникают, изменяются или прекращаются гражданские права и обязанности на землю. И при этом, предъявления в пределах спора о праве на участок производных требований к ответчику, как субъекту властных полномочий, ни в коем случае не меняет хозяйственную подведомственность спора .

Менее категоричным показался Верховный Суд Украины. В новой редакции п.2 Постановления Пленума № 7 отмечено, что те имущественные споры, сторонами в которых являются юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности, рассматриваются хозяйственными судами, а все остальные - в порядке гражданского судопроизводства, кроме споров, в частности, относительно обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий при реализации ими управленческих функций в сфере земельных правоотношений, решение которых согласно пунктам 1, 3 части первой статьи 17 Кодекса административного судопроизводства, относится к компетенции административных судов. Вот только, к сожалению, так и не определил ВСУ, в каких ситуациях субъект властных полномочий осуществляет управленческие функции в сфере земельных отношений – имеют ли они место, например, при принятии решения о предоставлении земельного участка, которое нарушает права третьих лиц, или нет?

Значительный плюс - в п.11 Постановления Пленума ВСУ, указал, что при рассмотрении исков собственников земельных участков и землепользователей (об устранении препятствий в пользовании ними и т.п.), суд должен проверять законность решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка другому лицу без изъятия (выкупа) его у истца в установленном порядке. И при наличии для того оснований суд может принимать решение о недействительности такого решения. Следовательно, ВСУ не исключает возможности рассмотрения судом законности того или иного решения субъекта властных полномочий в сфере земельных отношений, даже если такой вопрос не ставится истцом напрямую. И, по сути, из мнения ВСУ следует, что субъектный состав участников, а равно формулировка исковых требований не влияют на возможность хозяйственных и общих судов рассмотреть в рамках спора и законность решения субъекта властных полномочий.

Вместе с тем, решение Конституционного Суда Украины (далее - КСУ) № 10-рп/2010 от 01.04.2010 в определенной мере «перетасовало карты» в вопросе подведомственности земельных споров с органами власти и местного самоуправления – по результатам рассмотрения конституционного представления Высшего административного суда Украины КСУ определил, что к публично-правовым спорам, на которые распространяется юрисдикция административных судов, принадлежат земельные споры физических и юридических лиц с органом местного самоуправления как субъектом властных полномочий, связанных с обжалованием его решений, действий или бездействия.

Трудно сказать, стало ли (и станет ли) субъектам хозяйствования легче с появлением этого решения. С одной стороны, вроде бы как есть мнение, что в административном суде истцу немного проще рассмотреть спор с учетом принципов ст. 2 КАС Украины и распределения бремени доказывания, а с другой – КСУ невольно провел черту между «земельными» решениями местных советов и распоряжениями государственных администраций, указав, что споры о первых относятся к компетенции административных судов, а о вторых - просто промолчав.

КСУ в своем решении от 1 апреля 2010 года № 10-рп/2010 предоставил официальное толкование положений части 1 статьи 143 Конституции Украины, пунктов „а”, „б”, „в”, „г” статьи 12 Земельного кодекса Украины, пункта 1 части 1 статьи 17 Кодекса административного судопроизводства, из которого видно, что, решая вопросы распоряжения землями территориальных общин, органы местного самоуправления действуют как субъекты властных полномочий. При этом к публично-правовым спорам, на которые распространяется юрисдикция административных судов, относятся и земельные споры физических и юридических лиц с органом местного самоуправления как субъектом властных полномочий, связанных с обжалованием его решений, действий или бездеятельности.