Образ героя-интеллигента типичен для произведений М.А. Булгакова. Профессор Преображенский в повести «Собачье сердце», Алексей Турбин в «Белой гвардии», Мастер в романе «Мастер и Маргарита» – все эти герои обладают, как правило, университетским образованием, широким кругозором и по своему мировоззрению принадлежат, скорее, к старому миру. Образ старого русского интеллигента – это понятие надклассовое, не зависящее от политических изменений, произошедших в обществе.
Один из таких героев, как уже было сказано выше, – Мастер из романа «Мастер и Маргарита». Булгаков не называет его имени в связи с печальными обстоятельствами его жизни, но так называла героя его возлюбленная, и для этого у неё есть все основания. По образованию герой – историк, когда-то работал в музее и, кроме того, занимался переводами. Кроме родного, он знает пять языков, два из которых – латинский и греческий – древние, остальные – современные европейские. Это явно классическое образование, полученное ещё до революции, в чём герой противопоставлен поэту Ивану Бездомному – недоучке советских времён. Выигрыш крупной суммы дал ему возможность оставить службу, снять жильё и начать писать роман. Мастер счастлив заняться любимым делом, и для свободного творчества ему нужно немногое: материальная независимость и любовь. Его музой стала Маргарита, любовь к которой поразила героя с первого взгляда, как молния. Маргарита верит в его талант, и их неприхотливый быт, их бесхитростный рай в шалаше – это и есть настоящее счастье. Надо отметить, что герой пишет роман на ту тему и о тех вечных истинах, которые его волнуют. Он абсолютно аполитичен, он не конъюнктурщик, не карьерист, он и понятия не имеет, что для успеха романа необходимы какие-либо идеологические критерии, а также связи в литературных кругах. Он наивен, как ребёнок, совершенно не знает литературного мира и сложившихся в нём взаимоотношений. Поэтому критика, обрушившаяся на его произведения, потрясла его до глубины души: ему выдвинуты такие политические обвинения, о возможности которых он и не подозревал. По мысли автора, интеллигентный человек чужд политики, стремления угодить власти, он, скорее, в оппозиции власти, потому что свою творческую свободу в обмен на материальные блага он не отдаст. Разве можно назвать интеллигентами Берлиоза, Аримана, Латунского, сознательно служащих власти ради общественного престижа и материальной выгоды? Нет, эти люди, называющие себя писателями, следуют не зову своего сердца, а выполняют социальный заказ. Заказали Бездомному антирелигиозную поэму – он будет её писать, даже если не владеет материалом и полностью невежествен в данном вопросе. И ещё одно отличает от этих людей настоящего интеллигента – Мастера: он порядочный человек. Он не способен на обман, на подлость, интриги, поэтому не понимает тех конъюнктурных соображений, в которых искушён его «друг» Алоизий. Он по-детски доверчив и не умеет писать доносы, как это делает его «друг», желающий завладеть жилплощадью героя. Поэтому Мастер терпит поражение в этой жизни и оказывается в «доме скорби». Парадокс, но в лечебнице доктора Стравинского Мастер внутренне более свободен, чем в обществе людей. Его счастливое воссоединение с Маргаритой – результат фантастического вмешательства Воланда, но в этой земной жизни ему нет места, она слишком для него жестока. Однако сила его образа и трагической судьбы не прошла бесследно для другого героя. Поэт Иван Бездомный, осознав «чудовищность» своих стихов и фальшь своей жизни, резко меняет свою судьбу: он бросает литературу, становится профессором, сотрудником Института истории и философии, скромным, серьёзным учёным. В тревожном сне Мастер называет его своим учеником, и это не случайно – под его влиянием рождается и занимает достойное место в жизни герой-интеллигент нового поколения.