Смекни!
smekni.com

Стихотворения 28 (стр. 2 из 28)

что, не смотря на увещания петербургских друзей и недостаток средств, он не

хотел оставить "столицы русского дворянства", как ее называл Карамзин, и

ехать в Петербург, чтобы там выхлопотать себе государственную должность,

которая дала бы ему материальное обеспечение. Годы 1810 и 1811 прошли для

Батюшкова отчасти в Москве, где он приятно проводил время, отчасти в

Хантонове, где он хандрил. Наконец, получив отставку от военной службы, он в

начале 1812 года отправился в Петербург и при помощи Оленина поступил на

службу в Публичную Библиотеку; жизнь его устроилась довольно хорошо, хотя

его постоянно тревожила мысль о судьбе его семейства и его самого: скорого

повышения по службе нельзя было ожидать, а хозяйственные дела шли все хуже и

хуже. Не забывая своих московских друзей, Батюшков сделал новые знакомства в

Петербурге и сблизился с И. И. Дмитриевым, А. И. Тургеневым, Д. Н. Блудовым

и Д. В. Дашковым.

Между тем армия Наполеона вступила в пределы России и стала

приближаться к Москве. Батюшков отправился туда, чтобы проводить вдову

Муравьеву в Нижний Новгород. Затем он снова поступил на военную службу и в

качестве адъютанта генерала Раевского вместе с русской армией совершил поход

1813-14 г., окончившийся взятием Парижа. Пребывание заграницей имело большое

влияние на Батюшкова, который там впервые познакомился с немецкой

литературой и полюбил ее. Париж и его памятники, библиотеки и музеи тоже не

прошли бесследно для впечатлительной натуры Батюшкова; но скоро он

почувствовал сильную тоску по родине и, посетив Лондон, возвратился в

Петербург. Но тут, помимо служебных неприятностей, его ждала серьезная

неудача; он влюбился в жившую у Олениных молодую девушку Анну Федоровну

Фурман, которая, однако, не ответила Батюшкову таким же чувством. Со

страшным отчаянием в душе он уехал на службу в Каменец-Подольск, где стоял

его полк. Через год он окончательно бросил военную службу, поехал в Москву,

затем в Петербург, где сделался членом Арзамаса и вошел в близкие сношения

со всем этим кружком и в особенности с Пушкиным, который называл его своим

учителем. В 1818 г. Батюшков достиг давно желаемой цели: он был определен на

службу в неаполитанскую русскую миссию. Поездка в Италию была всегда любимою

мечтою Батюшкова, но отправившись туда, он почти сейчас же почувствовал

невыносимую скуку, хандру и тоску. К 1821 году ипохондрия приняла такие

размеры, что он должен был оставить службу и Италию. В 1822 расстройство

умственных способностей выразилось вполне определенно и с тех пор Батюшков в

продолжение 34 лет мучился, не приходя почти никогда в сознание, и наконец

скончался 7 июля 1855 года в Вологде; похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре,

в 5 верстах от Вологды. Еще в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе

следующие слова: "С рождения я имел на душе черное пятно, которое росло,

росло с летами и чуть было не зачернило всю душу"; не предвидел бедный

поэт, что пятно не перестанет расти и так скоро совсем помрачит его душу.

Литературное наследство Батюшкова распределяется на три части:

стихотворения, прозаические статьи и письма. Первые опыты Константина

Николаевича относятся к 1802, когда он написал стихотворение "Мечта".

Стихотворения первого переда литературной деятельности Б. проникнуты

эпикуреизмом и носят на себе довольно ясный отпечаток беззаботной и

свободной жизни, которую тогда вел Батюшков в Петербурге: к таким стихам

принадлежат: "Послание к стихам моим", "Послание к Хлое" и "Послание к Н. И.

Гнедичу", где автор описывает другу, как он проводит время, "Совет друзьям",

развивающий мысль о мирном наслаждении жизнью среди веселий и забав, мешая

мудрость с шутками и др. К 1808 году относится первое близкое знакомство

Батюшкова с Торкватом Тассом, "Освобожденный Иерусалим" которого Батюшков

начал тогда переводить. К 1809 году относятся первые опыты Батюшкова в

прозе, а именно: "Отрывок из писем русского офицера", "Финляндия" и

"Похвальное слово сну". В 1809 и 1810 годы Батюшков написал ряд

стихотворений, в которых он подражал Парни, Тибуллу, Петрарке и Касти. Тогда

же написано им "Видение на берегах Леты", где осмеиваются представители

старой литературной школы; эта сатира наделала много шума в Петербурге. В

1811 году написано жизнерадостное стихотворение "Мои пенаты", посвященное

Жуковскому и кн. Вяземскому. В 1813 году является "Певец в беседе

Славянороссов", эпико-лиро-комико-породический гимн - шутливое подражание

"Певцу в стане русских воинов" Жуковского. Патриотическое чувство Батюшкова

выразилось в стихотворении "Переход русских через Рейн". Упадок духа и

глубокая скорбь отвергнутой любви высказываются в "Воспоминаниях" (1815 г.);

около этого времени произошел в Батюшкове поворот в сторону пессимизма и

Шатобриановского разочарования жизнью, от которого Константин Николаевич

искал убежища в религиозном чувстве. К 1815 году, кроме "Воспоминаний",

относятся еще следующие стихотворения, в которых обнаруживается тогдашнее

душевное настроение Батюшкова: "Послание И. Л. Муравьеву-Апостолу",

"Странствователь и домосед", "Разлука", "Пробуждение", "Мой гений",

"Последняя весна", "Надежда" и "К другу".

Важнейшею эпохой поэтического творчества Батюшкова были годы 1816 и

1817, когда тридцатилетний поэт достиг высшей степени совершенства в отделке

стиха, ближе познакомился с немецкой, французской, итальянской и

древне-классической литературами, когда болезнь еще не помрачила его мысли,

придавая ей только элегический оттенок. Прекраснейшим выражением тогдашнего

течения творчества Батюшкова был: "Умирающий Тасс". К числу лучших

стихотворений Батюшкова принадлежит также "Тень друга", посвящение памяти

Петина и переделка из Матисена: "На развалинах замка в Швеции". Черты

северной поэзии Батюшков воспроизвел в "Песне Гаральда Смелого". Главная

заслуга Батюшкова заключается в том, что вместе с Жуковским он придал

русскому стиху гармоническую красоту, легкость и выразительность. Они оба,

т. е. Батюшков и Жуковский, своими сочинениями проложили дорогу Пушкину,

Лермонтову и всем следующим за ними русским поэтам; это сознавал и сам

Пушкин, который называл Батюшкова своим учителем. Из прозаических сочинений

Батюшкова наиболее замечательны: "Речь о влиянии легкой поэзии на язык" и

"Нечто о морали, основанной на религии". В первый раз собрание сочинений

Батюшкова появилось в свет в 1817 году, под названием: "Опыты в стихах и

прозе". 2-е и 3- е издания относятся к 1834 и 1850 гг. Полное же издание

всех его сочинений вышло в Петербурге в 3 томах в 1887 г. Издатель П. Н.

Батюшков присоединил к этим сочинениям обширную статью "О жизни и сочинениях

К. Н. Батюшкова", написанную Л. Н. Майковым и кроме того обширные

примечания, составленные Л. Н. Майковым и В. И. Саитовым. Том I занимают

вступление и стихотворения, II - прозаические статьи, III - письма.

СТИХОТВОРЕНИЯ

1. МЕЧТА

О, сладостна мечта, дщерь ночи молчаливой,

Сойди ко мне с небес в туманных облаках

Иль в милом образе супруги боязливой,

С слезой блестящею во пламенных очах!

Ты, в душу нежную поэта

Лучом проникнув света,

Горишь, как огнь зари, и красишь песнь его,

Любимца чистых сестр, любимца твоего,

И горесть сладостна бывает:

Он в горести мечтает.

То вдруг он пренесен во Сельмские леса,

Где ветр шумит, ревет гроза,

Где тень Оскарова, одетая туманом,

По небу стелится над пенным океаном;

То с чашей радости в руках

Он с бардом песнь поет - и месяц в облаках,

И Кромлы шумный лес безмолвствуя внимает,

И эхо вдалеке песнь звучну повторяет.

О, сладостна мечта, ты красишь зимний день,

Цветами и зиму печальную венчаешь,

Зефиром по цветам летаешь

И между светлых льдин являешь миртов тень!

Богиня ты, мечта! Дары твои бесценны

Самим невольникам в слезах.

Цепями руки отягченны,

Замки чугунны на дверях

Украшены мечтой... Какое утешенье

Украсить заключенье,

Оковы променять на цепь веселых роз!..

Подругу ль потерял, источник вечных слез,

Ступай ты в рощицу унылу,

Сядь на плачевную могилу,

Задумайся, вздохни - и друг души твоей,

Одетый ризою прозрачной, как туманом,

С прелестным взором, стройным станом,

Как нимфа легкая полей,

Прижмется с трепетом сердечным,

Прижмется ко груди пылающей твоей.

Стократ мы счастливы мечтаньем скоротечным!

Мечтанье есть душа поэтов и стихов.

И едкость сильная веков

Не может прелестей сокрыть Анакреона,

Любовь еще горит во Сафиных мечтах.

А ты, любимец Аполлона,

Лежащий на цветах

В забвеньи сладостном, меж нимф и нежных граций,

Певец веселия, Гораций,

Ты в песнях сладостно мечтал,

Мечтал средь пиршеств и шумных, и веселых

И смерть угрюмую цветами увенчал!

Найдем ли в истинах мы голых

Печальных стоиков и твердых мудрецов

Всю жизни бренной сладость?

От них эфирна радость

Летит, как бабочка от терновых кустов.

Для них прохлады нет и в роскоши природы;

Им девы не поют, слетятся в хороводы;

Для них, как для слепцов,

Весна без прелестей и лето без цветов.

Увы, но с юностью исчезнут и мечтанья,

Исчезнут граций лобызанья!

Как светлые лучи на темных облаках,

Веселья на крылах

Дни юности стремятся:

Не долго на цветах

В беспечности валятся.

Весеннею порой

Лишь бабочка летает,

Амуров нежный рой

Морщин не лобызает.

Крылатые мечты

Не сыплют нам цветы,

Где тусклый опытность светильник зажигает.

Счастливая мечта, живи, живи со мной!

Ни свет, ни славы блеск пустой