Связь Библии и судьбы человека была одной из самых волнующих тем всего XIX века: Библейские сюжеты становились основой произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
«Слово Божье» входит и в роман «Преступление и наказание». Это и не роман, а своеобразная притча о «блудном сыне», преступнике. «Не укради», «не убий», «не сотвори себе кумира» — нет заповеди, которую не нарушил бы Раскольников. Что же это за человек?
Его доброта, сострадание сочетались с непомерным тщеславием и гордостью. Разделившись в себе самом, Раскольников не может правильно оценивать окружающий его «желто-серый мир». Показывая человечность героя (спасение детей, содержание больного студента), Достоевский не упрощает его внутренний мир, ставя Раскольникова перед выбором. Внутренняя борьба в душе становится одной из причин убийства.
«Всякое царство, разделившись в себе, опустеет; и всякий город, или дом, разделившись сам в себе, не устоит» (Мтф., 13;7).
Из-за двойственности возникают две цели. Один Раскольников стремится к добру, другой — к злу. Разработав идею о двух видах людей, Раскольников возносит себя, уподобляя Богу, ибо разрешает «кровь по совести». Но «кто возвышает себя, то унижен будет». И, совершив преступление, герой понимает, что не способен нести крест «носителя новой идеи», но обратной дороги нет. Связь с семьей порвана им (отданные часы отца), цели жизни больше нет. Он не способен больше видеть добро, он теряет веру. «Иное упало в тернии, и выросло терние, и заглушило его (семя)», — говорится в притче о сеятеле (Мтф.). Раскольников остается один, среди «духоты» города. Достоевский показывает два возможных пути — судьба Свидригайлова и судьба Лужина. Один — богохульник, другой — подлец, поклонник мамоны.
.. И вот на страницах романа появляется Соня. Кажется, что это блудница, Мария Магдалина. Она входит в душу Раскольникова и переворачивает ее. Герой жаждет понять, откуда она берет силы жить. Он хотел видеть в ней союзницу по преступлению, а нашел союзницу по наказанию. Хотел войти с нею во тьму, а вошел в свет. «Огарок уже давно погасал в старом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».
Вне Бога жизни нет. Поэтому-то и читают герои Ф. М. Достоевского о воскрешении Лазаря.
Жизни Сони и Раскольникова становятся неразрывно связанными между собой. Именно через Соню блудный сын возвращается к настоящей жизни и Богу. Лишь в самом конце романа он видит наконец утро, а под подушкой у него лежит «святая книга скорби и радости».