Алексей Швабрин — одно из действующих лиц исторической повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». До приезда в Белогорскую крепость он совершил «смертоубийство», за что и был переведен на службу в дальний гарнизон. Его слова «желание увидеть наконец человеческое лицо» при знакомстве с Гриневым открывают высокомерие и презрение к людям — чувства, с которыми он относился к обитателям Белогорской крепости.
Чем больше вчитываешься в строки повести, чем ближе узнаешь характер Швабрина, становишься свидетелем его колких, циничных замечаний, бессовестных поступков, тем больше убеждаешься, что перед тобой подлый, бесчестный человек, способный на предательство и измену.
Знакомство с Машей Мироновой, первые неумелые стихи, посвященные ей, робкие попытки ухаживать за девушкой переполняли душу Гринева. Конечно, ему хотелось с кем-то поделиться своими чувствами. Петруша доверился Швабрину. И что же! Швабрин резко высмеял юношу, в адрес Маши посыпались лживые и оскорбительные слова. Результатом этой ссоры стала дуэль, во время которой Швабрин, воспользовавшись невнимательностью Гринева, ранил его.
Наступило время испытания порядочности, чести, достоинства — стены Белогорской крепости осаждают казаки под предводительством Емельяна Пугачева. Швабрин переходит на сторону Пугачева. И когда Пугачев сидит на крыльце комендантского дома, как царь, Швабрин — уже среди его старшин. Он одет по-казацки, обстрижен в кружок. Офицер, еще недавно присягавший верой и правдой служить императрице, подло нарушил присягу, переметнулся на сторону мятежников. Швабрин унижается перед Пугачевым, старается во всем ему угодить, боясь быть казненным. Он не понимает, что такое честь и долг. А, может, просто забыл о существовании таких понятий?
Став по приказу Пугачева комендантом Белогорской крепости вместо убитого капитана Миронова, Швабрин, пользуясь беззащитностью Марьи Ивановны, пытается принудить сироту стать его женой. Только осуждения, только презрения заслуживает человек, называвший себя дворянином и при этом истязавший голодом бедную девушку, чтобы сломить ее волю. «В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака», — вспоминает Петр Гринев.
Своевременный приезд Петра Гринева спас Машу Миронову от супружества с нелюбимым. Марья Ивановна и Петр Андреевич сели в кибитку, а у крыльца остался стоять Швабрин, и «лицо его изображало мрачную злобу».