Смекни!
smekni.com

Гуманизм в романе Диккенса Приключения Оливера Твиста

Гуманизм в романе Диккенса Приключения Оливера Твиста

Роман Ч. Диккенса о приключениях мальчика, в которого отняли даже имя матери, - это произведение высокого гуманистического смысла. Писатель принуждает по-новому посмотреть на общепринятые понятия о порядочности, респектабельности, которыми так гордились его современники. Безусловно, внешние проявления красивого воспитания важны, но что за этими манерами, что за белым жилетом? Ч. Диккенс принуждает читателя вместе с Оливером Твистом увидеть изнанку жизни. Как мало, оказывается, истинной доброты и сочувствия в людях, которые пыжатся своей благотворительностью. Можно произносить громкие лозунги о милосердии к сиротам, но при этом присвоить их деньги, а им дать возможность умирать от голода, болезней и битья, которым щедро награждала сироты хозяйка фермы, которая принуждала детей работать на себя. Так же пострадал и трубочист, который уничтожил не одну человеческую жизнь, разрешая свои материальные проблемы. Да и гробовщик, к которому попал Оливер из рабочего дома, не был хорошим.

Писатель затрагивает вопрос о мере добра в каждом человеке. Именно эта частица добра и сочувствия определяет истинную гуманистическую ценность. Показывая людей, которые по-доброму отнеслись к Оливеру, отбросив предубеждение, автор утверждает: мир не без хороших людей. И более того, на доброте и небезразличии этих людей держится справедливость. Диккенс внутренне желал этой справедливости всегда, потому показал ее победу в своем романе. Порок наказан. Сайкс, воплощение жестокости и злобы, случайно погибает от своей же петли, и в этом рука Божья. Старый еврей, который наживался на кражах и проституции, на совести которого изувеченные доли мальчиков и уничтоженные жизни, появляется перед судом. Сведенный брат Оливера и его тайный враг вынужден рассказать мальчику истинную историю его рождения и вернуть ему имущество семьи. Следовательно, можно сказать, что основа романа, его гуманистический смысл заключается в той вере в победу добра и справедливости, которая составляет его суть.