Искусство греков — высочайшее искусство, норма и первообраз высокого искусства.
В. Г. Белинский
Тот же В. Г. Белинский, восхищенный только что прочитанными «Жизнеописаниями» древнегреческого историка Плутарха, писал: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние века ничего не сделали бы…
Обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни — гордость личности, неприкосновенность человеческого достоинства».
И действительно, к античности обращались и гуманисты Возрождения, и деятели французской революции, и русские коммунисты.
Как мы уже убедились на примере Пушкина, Мустая Карима, которые создали произведения на основе античных мифов, древнее искусство вдохновляло и вдохновляет поэтов, художников и мыслителей. Оно поистине — живой родник, который столетиями, да что столетиями — тысячелетиями питает мысль человеческую. Теперь давайте обратимся к истории и посмотрим, как зародилось бессмертное античное искусство — почва всей современной литературы.
Греческая литература выросла на основе богатейшего народного творчества, на основе мифологии. А мифология, в свою очередь, возникла в ту эпоху, когда греки жили еще общинно-родовым строем и весь мир казался им огромной общиной. Древний грек одушевлял всю природу. При помощи своего богатого воображения он зачастую представлял ее в причудливых и необычайных художественных образах. Более того, М. Горький отмечал, что «в созданных целым поколением мифах нашла свое отражение вся трудовая жизнь древнего человека, мечты о лучшей доле». Люди придумывали себе помощников и защитников, таких, как Прометей и Геракл.
Я думаю, не сразу боги греческой мифологии получили свой человекоподобный вид. Это происходило постепенно вместе с экономическим и культурным развитием общества. В более древнюю эпоху, когда человек больше зависел от природы, испытывал страх перед ней, боги рисовались человеку в ужасном, зверином облике, например, таких чудовищ, как Химера, Медуза, Ехидна, Лернейская Гидра, Сфинкс и другие.
Однако позднее люди почувствовали себя сильнее перед лицом природы. Вот здесь-то древние греки и создали новую мифологию, для которой характерны боги красивые, величественные и мощные.
Все эти этапы мифологии дошли до нас в героических песнях и сказаниях греков. Кроме этого, античной литературе мы обязаны рождениями таких жанров, как лирика, драма.
Великие греческие лирики Алкей, Сапфо, Архилох, Анакреонт, жившие в период с седьмого по шестой век до нашей эры, впервые заговорили о любви.
Всемирно прославленные трагики — Эсхил, Софокл, Еврипид, которые жили в пятом веке до нашей эры, в своих произведениях затронули вопросы, которые много веков продолжали мучить людей. К примеру: что управляет человеческой жизнью? Есть ли на земле справедливость и оправданны ли страдания человека? Мне кажется, древняя трагедия возвышала людей, рождая восхищение мужеством и стойкостью героя, его правотой в борьбе против своих врагов. И, конечно же, это было отражение жизни, более осознанное и высокое. Что касается римской литературы, то в первые века она была очень похожа на греческую. Позднее римское искусство наконец обрело свое истинное лицо, которое показывало бесцельность жизни, предупреждало о бедах индивидуализма.
В наше время человека нельзя считать полностью образованным, если он не знаком с античным искусством, потому что литература всего мира складывалась под воздействием культурного наследия античного мира. И с этим нельзя не согласиться. Пушкин говорил: «…кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».
Античность воскресает в истории человечества и, как чистый родник, питает искусство, ибо в ней были не только временные, но и вечные ценности.