Смекни!
smekni.com

Красноармейцы в доме Мелеховых. По роману Шолохова Тихий Дон

«Тихий Дон» М. Шолохова – произведение эпического размаха, посвященное одному из наиболее сложных этапов гражданской войны на Дону. Трагизм Гражданской войны показан Шолоховым в среде казачества, где отношение к власти определяло выбор жизненной позиции. Гражданская война, вступая в казачьи курени, развертывалась уже на казачьих землях. Сталкивались интересы казаков, принадлежащих к враждующим лагерям – белым или красным, обострялись непримиримые противоречия, приводящие к кровавой развязке.

Событиям, описанным в 16-й главе 6-й части, предшествовала тревожная обстановка на хуторе Татарском. В ожидании прихода красных в хутор на семейном совете Мелеховых решался вопрос: как поступить – оставить ли мужчинам хутор и скрыться в степи.

Первым заметил приближение красноармейских частей Григорий. По улице проскакали восемь военных. Красноармейцы толпой валили вдоль улицы, разбивались на группы, заходили во дворы. Пятеро из них направились вдоль плетня к Мелеховым. Шедший впереди пожилой красноармеец первый вошел на мелеховский баз. Увидев на привязи собаку, захлебывающуюся в лае, он вскинул винтовку и выстрелил. Вышедший на крыльцо Григорий с побелевшим от ненависти лицом обратился к пожилому красноармейцу со словами: «За что убил собаку? Помешала?» На что красноармеец ответил, что ему пулю не жалко и на Григория. Начавшуюся ссору прервал рослый рыжебородый красноармеец. Он поприветствовал хозяев дома и попросился на постой.

Александр, так звали пожилого красноармейца, с первых минут почувствовал в Григории врага, белого офицера, и стал искать причины, чтобы расправиться с ним. Красноармейцы расположились на отдых, сели ужинать. Александр попросил Ильиничну первой отведать поставленные на стол щи, намекнув, что боится, как бы их не отравили. Петро не показывался из горницы. Там же сидела Наталья с детьми. После ужина Александр вновь затеял разговор с Григорием. «Он, как видно, хотел столкновения и все время искал случая уязвить Григория, вызвать его на разговор». Григорию очень трудно сдержать себя, все у него внутри дрожало, к сердцу приливала щемящая волна при взгляде на того, который застрелил собаку и все время держался в отношении его вызывающе и нагло. «Зная, что в соседней комнате Наталья с детьми, он старался сдерживать себя, говорит с красноармейцем спокойно, называет его товарищем, пытается образумить его: «Негоже ты ведешь себя: будто вы хутор с бою взяли. Мы ить сами бросили фронт, пустили вас, а ты как в завоеванную страну пришел… Собак стрелять – это всякий сумеет, безоружного убить и обидеть тоже не хитро…»

Эти слова Григория еще больше разозлили Александра, и если бы не сорванный голос Натальи, позвавшей Григория, неминуем был самосуд. Петро в соседней комнате встретил его ненавидящим, стенящим шепотом: «Что ты делаешь?.. На черта он тебе сдался? Чего ты с ним связываешься? И себя и нас погубишь! Сядь!..» Зажимал рты готовым зареветь ребятишкам, Наталья умоляет мужа не выходить больше к красноармейцам. Всю ночь хлопали двери. Красноармейцы долго не спали, Григорий и Наталья с детьми легли в той же комнате, Григорий не спал и думал, что было бы с Натальей, если бы он оставил ее на хуторе, а сам ушел, Александр двусмысленно намекнул, что офицеры своих жен не уступают. Рыжебородый красноармеец заставил Александра замолчать: «Ну, Александр, мне надоело тебя уговаривать. На каждой квартире ты скандалишь, фулиганишь, позоришь красноармейское звание. Этак не годится! Сейчас вот иду к комиссару или к ротному. Слышишь? Мы с тобой поговорим!» Наталья, не удержавшись, громко всхлипнула. Григорий молча, трясущейся рукой гладил ее мокрое от слез лицо. «И в этот миг знал непреложно, что духом готов на любое испытание и унижение, лишь бы сберечь свою и родимых жизнь». Через некоторое время чей-то молодой командный голос, раздавшийся в сенцах, приказал: «Александр Тюрников, одевайся и сейчас же уходи отсюда. Ночевать будешь у меня на квартире, а завтра мы тебя судить будем за недостойное красноармейца поведение». Молодой, в черной кожаной куртке, приветливо улыбаясь, он попросил прощения за беспокойного гостя. Наутро, прощаясь с Григорием, рыжебородый, желая загладить неприятное впечатление, попытался объяснить причины озлобленного отношения Александра к Григорию: «Александр вроде головой тронутый. У него в прошлом году на глазах офицеры в Луганске расстреляли мать и сестру. Оттого он такой…» Прощаясь с детьми, рыжебородый вытащил из вещевого мешка два куска серого от грязи сахара и дал им. Пантелей Прокофьевич растроганно глядел на внуков, а когда красноармеец вышел, накинулся на Наталью: «Необразованность ваша! Хучь бы пышку ему дала на дорогу. Отдарить-то надо доброго человека? Эх!» Григорий поддержал отца и приказал Дуняшке догнать красноармейца. «Красная от смущения, сунула пышку ему в глубокий, как степной колодец, карман шинели».

Эпизод «Красноармейцы в доме Мелеховых» дает возможность проследить, как трудно понять друг друга людям, находящимся в разных лагерях. С каждой стороны – большие потери. У красноармейца Александра расстреляли мать и сестру, у Григория тоже свои счеты с Красной Армией. Они непримиримые враги, и достаточно малейшей искры, чтобы вспыхнуло пламя взаимной ненависти и злобы. Товарищи осуждают недостойное поведение Александра, они не разделяют его жестокости и агрессивности. Шолохов показывает, что причины недоверия казачества к новой власти заключались именно в случаях такой необоснованной жестокости и ненависти. И только появление молодого красного командира вносит в семью Мелеховых покой. Меняется к красноармейцам и отношение Пантелея Прокофьевича. Если вначале старик трясется от ужаса, наблюдает за красноармейцами со страхом и скрытым отвращением, то прощаясь с ними, испытывает другие чувства, благодарит за гостинец для внучат, досылает Дуняшку вдогонку рыжебородому, чтобы отдать пышку на дорогу.

Многое дает этот эпизод и для понимания образа Григория Мелехова. Обладая сильным мужественным характером, он всегда отличался некоторой вспыльчивостью, горячностью, обостренным чувством справедливости. Но тут он находит в себе силы сдержаться, не дать выхода душившей его злобе. Этим он мог погубить семью, но самое главное – могли пострадать Наталья и дети. Душевное благородство, сила любви, готовность стерпеть любые испытания и унижения – таким предстает перед нами Григорий.

Поражает мастерство Шолохова, его умение в нескольких словах передать внутреннее состояние героя. Дуняшка, заметив внимание к себе со стороны красноармейца, сразу же выходит из комнаты; Григорий воспринимает окурок, брошенный к его ногам Александром, как вызов и стыдится за свое невольное, не подвластное разуму проявление слабости.

Читая Шолохова, мы проникаемся чувством глубокой любви к его героям, страдаем и радуемся вместе с ними». В этом заключается великая сила искусства. На протяжении более чем сорокалетней творческой деятельности Шолохов неизменно веровал в высокое назначение искусства, в его способность благотворно воздействовать на человечество. Во время вручения ему Нобелевской премии в 1965 году Шолохов сказал: «…Искусство обладает могучей силой воздействия на ум и сердце человека. Думаю, что художником имеет право называться тот, кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей, на благо человечества».