XX век стал веком метаморфоз и переоценки ценностей. Люди, приобретая комфорт, потеряли духовные идеалы, не смогли познать самих себя. Наш век несет в себе несовместимое: он — «святоша и безбожник, обманщик и мудрец, философ и факир... убийца и художник» (А. Дольский). Да, есть еще художники, хранящие и продолжающие многовековую культуру. В русской литературе XX века наиболее остро звучат вопросы совести, чести, правды, но их корни уходят в XIX век, к Пушкину, Толстому, Достоевскому, Чехову. Там были найдены внутренние законы, с которыми люди должны сверять свои поступки. Но в наше время, когда совесть стала откровением, людей, живших по этим законам, расстреливали и гноили в лагерях.
У М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» нравственные законы приобретают планетарное значение. Он обращается к мифу о Понтии Пилате, чтобы показать, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ев. от Иоанна, гл. 8). Пилат не смог преодолеть власть обстоятельств, пожертвовать своей карьерой и властью, чтобы спасти Иешуа — человека, который был невиновен. За это прокуратора ждет страшная кара: он не сможет найти себе покой две тысячи лет, его будет мучать совесть. Но Пилат прощен, ему дарована свобода, потому что он осознал свою вину и раскаялся. Все становится на свои места, не нарушается гармония, на которой построен мир». С гуманных, общечеловеческих позиций взглянул Булгаков и на белогвардейцев. В романе «Белая гвардия» он показал, что это люди, воевавшие за свою Россию, за свою культуру, за свой дом. В этом их трагедия, они были обречены. Полковник Малышев не может вести на верную смерть юнкеров, брошенных «штабными мерзавцами». Он все берет на свою совесть и ответственность и отсылает их домой.
По велению сердца Николка разыскивает родственников убитого Най-Турса. И только после того, как все было сделано, «совесть его была спокойна, но печальна и строга». У любимых героев Булгакова понятие чести основывается на их происхождении, воспитании и огромной любви к России, отечеству.
В романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова тема совести тесно связана с поисками правды, своего пути в переворотившемся мире. У одних это правда, основанная на классовых убеждениях, и тогда не приходится говорить ни о муках совести, ни о раскаянии за совершенные преступления. Все оправдывает классовая борьба. Поиски же тех, кто исходит из общечеловеческих ценностей, сложны и противоречивы, трагичны.
Таков в романе Григорий Мелехов. Он хочет гармоничных отношений между людьми и природой. Он благороден и милосерден, его первый порыв — спасти, прийти на помощь. Мелехов не помнит зла, он умеет прощать. Преодолев в себе желание разрубить связавший его, Степана и Аксинью узел, подавив чувство оскорбления и обиды, Григорий спасает в бою Степана Астахова, но тот ненавидит Григория и не хочет примирения.
В метаниях Григория между красными и белыми его выбор склоняется в пользу тех, кто может осуществить извечные крестьянские — созидательные, а не разрушительные — желания: возможность свободно работать на своей земле, растить хлеб и детей. И одни и другие обещают это, но на самом деле в обоих лагерях Григорий встречает насилие и неоправданные смерти невинных людей. Хотя Григорий и говорил: «Какая уж там совесть, когда вся жизнь пошатнулась», — он не может спокойно убивать. В круговороте истории он остается один со своими взглядами, нигде не найдя поддержки и понимания.
Люди, окружавшие его раньше, умерли или были убиты. Вокруг победило зло, но в душе Григорий сохранил верность себе, за что и он, и его дети будут страдать. В этой жизни трудно найти гармонию, здесь царит хаос. Но «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Ев. от Матфея, гл. 5).
Сейчас мы убедились, что если забыть о том, что совесть есть, приходишь к пустоте, грубости, эгоизму, насилию. Совесть — это душа. И русская литература, напряженно размышляя о совести, призывает нас задуматься в первую очередь о душе человеческой, о своей душе.