В центре пьесы М.Горького «На дне» – не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке. Ядром этого спора является проблема правды и лжи. Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение развенчивает философию Луки. В начале пьесы мы видим, что почти все герои одержимы своей мечтой. Появление Луки с его проповедями утешения и примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их дум. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события. Которые достигают кульминации в сцене убийства старика Костылева.
Самое большое поражение Лука терпит в споре с Сатиным.
Беспомощность Луки проявляется во многом, в частности в сцене избиения Наташи. Лука обеспокоен, он суетится ( на что указывает ремарка автора), но дальше этого беспокойства дело не идет;
Л у к а (суетясь). Василья бы… позвать бы Васю-то… ах, господи! Братцы…ребята… На предложение Сатина быть свидетелем Лука отвечает: Какой я свидетель! Куда уж…
Вообще отношение к происходящему делает существенные добавления к портретным характеристикам каждого персонажа. Так, например, Клещ «безучастно сидит на дровнях», Татарин, Кривой Зоб, Костылев хотят драки. А Василиса кричит Сатину: «Прочь каторжник! Жизни решусь, а – растерзаю». Эти люди давно потеряли человеческий облик. Василиса не прикрывает своей грубости и жадности ни напускным смирением, ни религиозностью. Она зверски избивает Наташу и подговаривает Пепла убить ее мужа, обещая ему в этом случае отдать Наташу в жены. Василиса еще хуже своего мужа, потому что она хитрая и ловкая , и в итоге случается так как она хочет: она обварила ноги Наташе (Квашня говорит: «Гляди-ко, звери какие! Кипятком ноги девке сварили».) и в начавшейся суматохе Пепел убивает Костылева. Обсуждая эти события, ночлежники уверены, что Василиса «выкрутится», ведь она «ловкая». «Выкручиваться» она начинает сразу же крича в проулок: «Убили мужа моего…Васька Пепел, вор, он его убил… Я видела, все видели». В финале этой сцены перед нами предстает совершенно разбитая Наташа, она страдает больше всех, ремарка автора указывает на это:
Н а т а ш а (мечется почти в беспамятстве). Люди добрые, сестра моя и Васька убили! Полиция – слушай. Вот эта, сестра моя, научила… уговорила… своего любовника… вот он проклятый! – они убили! Берите их…судите. Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!
Наташа не может вынести таких душевных мук, и ей кажется, что в тюрьме будет лучше. Квашня называет этих людей зверьми. Итак, суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки, видимо поэтому он незаметно исчезает.
Финал третьего акта имеет большое значение для выражения в дальнейшем авторской позиции. Лука уходит, оставляя людей ни с чем. Все иллюзии рушатся. В сюжете выражается позиция самого Горького к спору ночлежников о человеке; Актер умирает, разоблачая таким образом ложный гуманизм Луки.