Великая Отечественная война — к этим трем словам можно подобрать определения «смерть, кровь, разрушенные судьбы, голод, жажда мести и победы, предательство». Даже на войне, когда люди одержимы идеей победы, есть небольшая часть людей, которые хотят жить просто для себя.
В повести Быкова «Сотников» рассматриваются два разных качества, героизм и предательство.
Хилый больной Сотников и смелый сообразительный Рыбак. Вместе они идут на выполнение задания, и каждый с совершенно разными мыслями, чувствами, не зная, что их ожидает впереди. И только угрожающая жизни опасность может сделать так, чтобы человек показал, кто он есть на самом деле.
Сотникова пытали, он терял сознание, но до последней минуты не предал Родину, как бы ему ни хотелось жить.
Я задумываюсь над вопросом, а для чего он это делал. Может, он хотел, чтобы им гордились, может, им двигало чувство долга перед Родиной, может, он хотел, чтобы ему подражали, но в последние минуты своей жизни он понимает, что не вправе требовать от других того же, что и от себя.
Рыбак повел себя по-другому. Он согласился стать полицейским и не пожалел Сотникова, он во что бы то ни стало хотел выжить, потому что слишком любил себя и жизнь. Это человек, который хотел жить, чувствовать и любой ценой продлить эти мгновения. Он пытался убедить себя, что он не предатель. Но умирать ему не хотелось, и поэтому он проговорился следователю. Но разве можно осуждать человека за то, что он хочет жить?
Я представляю себя на месте Сотникова и на месте Рыбака и задумываюсь над вопросом, что бы я выбрала, героическую смерть или жизнь предателя? Но ответа на этот вопрос я не нахожу, вроде бы и смерть героя впечатляет, а с другой стороны — жизнь, не важно какая.
Когда Сотникова вели на казнь, он не искал сочувствия в толпе, он не хотел, чтобы о нем плохо подумали. Рыбак выполнял обязанности палача, постоянно извинялся перед Сотниковым.
Рыбак сам хотел повеситься, но обстоятельства помешали ему, судьба дала ему шанс искупить свою ошибку. Он запутался, ему хотелось верить, что поступки его правильные и он не предатель. Сотников для него был героем, честным человеком, выполнявшим свой долг перед Отечеством и народом.
В повести «Сотников» ставится проблема нравственного выбора на войне, когда человек попадает в экстремальную ситуацию жизни и смерти.
Сотников — человек, который до конца остался верен своему долгу: он не думал о том, как спасти свою жизнь, а о том, как найти силы и с достоинством встретить смерть, для него с самого начала не существовало проблемы выбора — он был очевиден. По мнению Сотникова, в жизни есть более страшные вещи, чем смерть, — это трусость и предательство. Он нравственно оказывается выше Рыбака.
В. Быков избирает ситуацию, где его герои стоят перед выбором: цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства.
Сотников — скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной личности, простой учитель. Почему же, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание?
Измученный пытками, шантажируемый фашистами, он остается несломленным. Истоком его героизма и мужества явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его.
Автор как будто дает второй шанс Рыбаку. Нам уже не известно, искупил ли он вину свою или остался предателем и умер в душевных мучениях, успокаивая себя, что все правильно…
В этом произведении сильный оказался слабым, а слабый — сильным.
Повесть «Сотников» заставляет задуматься о жизни и смерти, о человеческом долге. Поступок Рыбака можно рассматривать по-разному, с одной стороны — страстное желание жизни, а с другой — жизнь ценой чужой жизни, предательства своей Родины и своего народа.
Читая это произведение, представляешь себя на месте героев и постоянно думаешь: а как бы я поступил? Но ответа на этот вопрос не находишь и отвечаешь на другой: а как бы я хотел поступить? И представляешь себя героем, что поставят тебе памятник и будут восхищаться тобой. Но ведь Сотниковым двигали совершенно другие цели, ему было это все не важно, он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру.
Мы не вправе осуждать Рыбака. Человечество должно учится понимать и прощать, нами должны двигать благородные идеалы людей, они должны служить нам примером.
В заключение хотелось бы процитировать строки Б. Пастернака «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…»