Право на неприкосновенность личности (ст. 22). Человек вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом никаким ограничениям. Лицо имеет право как на физическую, так и на духовную неприкосновенность.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23). Каждый человек имеет право знать, какая информация о нем и его жизни имеется в органах государства, и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица, как правило, необходимо его согласие, так как возможны злоупотребления владением данной информацией. Каждый человек также вправе самостоятельно выбирать себе круг знакомых, определять характер и меру общения с ними, в том числе и в интимных отношениях. Граждане имеют также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребывания (гостиница, дом отдыха, больница и т. п.).
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). Свобода касается как возможности передвижения лица внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться в нее.
Свобода совести, вероисповедания (ст. 28). Лицо вправе принимать или не принимать веру, осуществлять культовые обряды, свободно распространять религиозные и другие убеждения и действовать в соответствии с ними.
Свобода мысли и слова (ст. 29). Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу – свободу идей, мнений, убеждений.
Право на информацию (ст. 29). Предполагает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
2. Политические права и свободы. Связаны с наличием гражданства, т.е. устойчивой политико-правовой связью человека с государством, в частности Российской Федерации.
Право на участие в управлении делами государства (ст. 32).
Право на объединение (ст. 30).
Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31).
3. Экономические права и свободы. Связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34).
Право на частную собственность (ст. 35).
Право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы (ст. 36).
4. Социальные права. Затрагивают область наемного труда.
Право на труд. Включает несколько элементов:
а) право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
б) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
в) право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
г) право на защиту от безработицы;
д.) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
Право на отдых (п. 6 ст. 37).
Право на материнство и детство (ст. 38).
Право на социальное обеспечение (ст. 39). Возникает при достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения детей и др.
Право на жилище (ст.40). Может быть сведено к трем юридическим возможностям:
а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;
б) улучшение жилищных условий;
в) обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).
Право на образование (ст. 43).
5. Культурные права и свободы. Связаны с доступом гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.
Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44).
Право на участие в культурной жизни и использование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).
право человек гражданин равноправие
7. История развития прав человека
Права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. Это был поиск способов взаимодействия индивидов как с государством, так и между собой.
К содержанию прав человека и их распределению в обществе необходимо подходить исторически. Современный каталог прав человека, зафиксированный в международных документах, – результат длительного исторического пути.
Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание сущности и общепризнанный набор прав и свобод человека. Так, античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной крестьянин свободнее античного раба, а наемный рабочий раннего буржуазного общества свободнее средневекового крепостного.
В первобытном обществе существовали определенные нормы поведения человека, которые носят название «мононормы», поскольку они еще не могут быть подразделены на нормы морали, религии и права. Мононормы никогда не давали преимущество одному члену общества перед другим. Ими закреплялось так называемое «первобытное равенство». Индивидуум полностью поглощался обществом себе подобных, все действия которых строго регламентировались.
Формы рабовладельческого государства были разнообразны и определялись разным соотношением сил между группировками господствующего класса (военная, бюрократическая, религиозная).
Своеобразной формой рабовладельческого государства была деспотия. Специфической разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила начальные формы прав человека. Это связано с возникновением определенного пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.
Мыслители того времени стали задумываться над взаимоотношениями личности и государства. Так, Аристотель, анализируя современное ему общество, наделял личность некоторыми правами, прежде всего политическими. Впервые появился термин «равенство». Но какое это было равенство и для кого?
В VI веке до н.э. архонт Солон разработал Конституцию (Закон XII таблиц), закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников. Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права. На этом этапе возникает понятие «свобода», хотя само употребление слова «свобода» появилось еще в XXIV в. до н.э., когда монарх Шумера установил «свободу» для своих подданных: он применял санкции к бессовестным сборщикам налогов, защищал вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и т.д. Однако права, закрепленные в законах древних греческих и римских городов-государств, еще нельзя назвать правами человека, в том смысле, в котором мы сейчас понимаем этот термин. Сам человек еще не стал полноценной личностью и играл в обществе ту роль, которая определялась и диктовалась ему социальным положением. Неравномерность распределения прав между различными классовыми и сословными структурами (и полное лишение рабов этих прав) было неизбежным для тех этапов общественного развития.
В эпоху Средневековья возникают попытки ограничения прав монарха, соединения монархии с сословным правительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать. В Англии противостояние монарха и рыцарства закончилось подписанием в 1215 году Великой хартии вольностей, ставшей фундаментом для становления личных и политических прав и свобод.
В ней содержались статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей и шерифов лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять.
В эпоху Просвещения были сделаны самые важные шаги для становления прав человека.
Одним из достижений в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права – это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек.
Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон и др.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что «Каждый человек свободен».
Зародившееся в эпоху рабовладения, христианство также выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как «дети Божии». Это сочетается с всеобщей свободой. «Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой» (Иак., 1, 25). Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и др.).
Век Просвещения заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума – гуманизм. Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом такого общества.