(1 вариант)
Начало XX века стало для России временем страшных потрясений. За какие-то двадцать лет произошло три революции, страна была втянута в Первую мировую войну! Двадцать лет - это ничтожно малый срок для истории, однако события этого времени в корне изменили нашу страну. И самым суровым испытанием этого двадцатилетия стала Гражданская война.
Двадцатые годы этого века стали временем появления новой литературы, связанной, прежде всего, с именами Фадеева, Фурманова, Бабеля, Шолохова. Они пишут о конкретных исторических событиях, в которых зачастую сами принимали непосредственное участие. Так, например, Исаак Бабель сражался в рядах Первой Конной армии Буденного, и написанный им впоследствии сборник рассказов, посвященных Гражданской войне, получил название «Конармия». Для литературы этого времени главной стала проблема человека и революции, человека в огне Гражданской войны.
Гражданская война разъединила людей, легла пропастью между ними. Нередко случалось так, что члены одной семьи оказывались по разные стороны баррикад. В рассказе «Письмо», вошедшем в сборник «Конармия», И. Бабель приводит читателям письмо красноармейца Василия Курдюкова своей матери. В начале письма он рассказывает о боевых действиях Первой Конной армии, в которых он принимал участие. Во вторых строках Василий упоминает о том, что отец его, белый офицер, «зарубал» брата Федю, ставшего красноармейцем. Затем он пишет, что другой его брат, решивший отомстить за убийство Феди, разыскал отца и убил его. Василий даже не подозревает, что может значить эта новость для матери. Отец идет на сына, сын - на отца, и это он считает вполне нормальным.
Во время Гражданской войны рушатся моральные устои старого общества, поэтому одной из главных задач новой литературы становится создание новой идеологии, создание нового героя. В двадцатых годах в литературе появляется совершенно новый психологический тип - Левинсон (главный герой романа А. Фадеева «Разгром»). Он свято верит в революцию, в коммунистические идеалы и готов бороться за них до последней капли крови. Для Левинсона на первом месте всегда стоят общественные интересы и только потом личные. Чтобы обеспечить передвижение отряда, Левинсон соглашается на убийство тяжело раненного Фролова.
Для писателей того времени важна также тема интеллигенции и революции, и хотя разные писатели по-разному относились к ней, то почти каждый обращался к этой теме в своем творчестве. В романе Фадеева «Разгром» мы знакомимся с молодым красноармейцем Мечиком, представителем интеллигенции. Его образ вызывает у нас негативное отношение. Мечтательный по натуре, боязливый, Мечик проигрывает в сравнении с сильным, смелым партизаном Морозкой. Фадеев пишет, что Морозка «всегда чувствовал между собой и этими людьми (имеется в виду Мечик) непроходимую стену из натащенных ими неизвестно откуда фальшивых красивых слов и поступков». Фадеев изображает Мечика как попутчика, далекого от интересов революции. Булгаков же, наоборот, считает интеллигенцию нравственным столпом русского народа, носительницей вековых традиций и культуры. Это он показывает на примере семьи Турбиных в пьесе «Дни Турбиных». На глазах Булгакова происходит окончательный распад «дворянских гнезд», и это не может не вызывать у него протест. Турбины связаны не только родственными узами, но и духовно близки друг другу. Недаром Лариосик говорит, что за кремовыми шторами их дома скрываются все ужасы войны. Однако война врывается и в этот тихий, уютный дом: уезжает муж Елены, погибает Алексей, младший брат тяжело ранен. Семья - часть общества, и распад семьи Турбиных говорит о кризисе всего общества.
В рассказе «Гадали», написанном И. Бабелем, главный герой недоумевает: «Революция - это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди». Революция, которая делалась ради человека, в действительности оказалась направленной против него. Люди одной страны оказались разделены на два противоборствующих лагеря. Пастернак в «Докторе Живаго» описывает случай, когда Юрий Андреевич, осматривая раненых, находит на груди у красного телеграфиста и белого солдата один и тот же шестидесятый псалом. Это доказывает, что самое страшное в судьбах людей - это то, что они вынуждены воевать против своих же соотечественников, людей, ничем не отличающихся от них самих.
(2 вариант)
«Читаю о людях, и они чудятся мне шагающими головой в облаках среди пожарищ. Побеждают и гибнут. Вот мчатся в тачанках, оглашая степь свистом вольницы. Вот босые шагают по снежным равнинам. Бредят в сыпном тифу на сквозняках вокзалов с выбитыми окнами. Конной лавой мчатся в кровавый бой, - сверкают шашки, летят головы. Переходят по горло ледяную воду заливов. Все это история. А где эти люди?
В одном из писем Колесниковой Фадеев писал: «Война - большая и суровая воспитательница. К этому времени мы уже испытали много тяжелого, видели трупы замученных карателями крестьян, потеряли в боях многих людей, которых успели полюбить… Знали о чудовищных зверствах в контрразведках белых». Но потом он пишет, что «кое-кого из бывших товарищей мы теперь, не дрогнув, расстреляли бы, если бы он попал к нам в руки, иных мы презирали, об иных сожалели, что дороги наши пошли врозь».
Война - это страшное бедствие для народа, еще страшнее, если идет война внутри одного народа, между братьями, между бывшими школьными товарищами, оказавшимися в различных политических лагерях, и теперь они должны убивать друг друга, защищая то, что им кажется правдой, идеей…
Человек в таких событиях - и песчинка, и личность. Литература, являющаяся зеркалом событий, пыталась наиболее глубоко проникнуть в те события, понять тех людей, их душевные состояния. Человек не схема, и в революции - в грандиозном социальном переустройстве общества, в период катаклизма, несущего радость освобождения одним и лишения другим, - его моральные качества, их изменения - то, что должно интересовать писателя. Задача сложна, и решаются подобные вопросы писателями по-разному. Многие писатели обращались к теме «человека в огне гражданской войны», они показывали как общую массу, так и отдельную личность. Рассматривались взгляды уже сформировавшейся личности, но большей частью формирование взглядов и их изменение.
Интересен для нас взгляд на войну, которую показывает в своих рассказах И. Бабель. Понять позицию И. Бабеля можно, обратившись к тем жизненным обстоятельствам, которые формировали его жизненный опыт. «А я ведь как вырос: в условиях тончайшей культуры, у француза-учителя так научился французскому языку, что еще в отрочестве знал превосходно классическую французскую литературу. Дед мой - раввин-расстрига, умнейший, честнейший человек атеист серьезный и глубокий. Кой-что он и нам передал, внучатам», - рассказывал Бабель Фурманову. Такая среда, воспитание в надклассовых, гуманистических традициях оказали существенное воздействие на будущего писателя. «Смутными поэтическими мозгами я переваривал борьбу классов», - говорил о себе рассказчик, кандидат прав Петербургского университета К. Лютов (рассказ «Смерть Долгушева»); кстати, Бабель был командирован в газету «Красный кавалерист» с документом на имя К. Лютова; это не может не говорить о близости позиций автора и рассказчика: человека чуждого и непонятного своим именем не наделяют. Его называют «слюнтяем», но К. Лютов и не спорит, что он «слюнтяй»: он рассказывает о том, как не смог выполнить просьбу Долгушева - застрелить его, тяжело раненного; как шел в атаку на белополяков и не мог заставить себя выстрелить в противника. Человек страдает, так как не может переступить себя, свои принципы, то, что заложено с детства. Обыкновенный человек, понимающий необходимость революции, хочет, чтобы революция «не стреляла». «Революция - это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди… Кто же скажет Гедали, где революция, и где контрреволюция?» - говорит Гедали; в его словах взгляд на события простого обывателя…
Для полного раскрытия темы «Человек в огне Гражданской войны» надо рассмотреть одну из крупнейших работ Булгакова - роман «Белая гвардия». В романе описаны события 1918-1919 годов, они оказали глубочайшее влияние на мировоззрение автора и во многом изменили его взгляд на пережитое. Как и Бабель в рассказе «Смерть Долгушева», так и Булгаков близок по убеждениям к своим героям — семье Турбиных и их друзьям, и в особенности к доктору Алексею Турбину. Позднее Булгаков определял свою позицию в романе «Белая гвардия» как стремление «стать бесстрастно над красными и белыми», главная тема романа - тема столкновения личного существования с «исторической судьбой». М. Булгаков в своем творчестве всегда исходил из гуманистического понимания главенствующей роли человеческой личности над всеми общественными изменениями.
«Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, не симпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое средоточие человеческого в человеке». С этой позиции Булгаков рисует белое движение на Украине, изображая судьбу семьи Турбиных на фоне морального падения и разложения контрреволюции. Мы видим, как, прибегая к помощи немцев, сбегает из города высшее начальство (гетман и приближенные), как уезжают офицеры, оставив на рубеже зимой плохо одетых солдат. Булгаков показывает братьев Турбиных - интеллигентов, которые связаны со старым миром; но встают они на защиту Родины и защищают вовсе не «белую идею»; они давали присягу и теперь верны ей, верны своей чести. «Это слово проходит в романе как лейтмотив. «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!» - негодует на Тальберга, сбежавшего с немецким поездом, Алексей Турбин. И ему же подбрасывает автор книгу Достоевского, раскрытую на язвящей воображение странице: «Русскому человеку честь - одно только лишнее бремя». Неужели создатель «Бесов» прав? Но тогда героям Булгакова лучше не жить на земле, ведь для них честь - род веры, стержень личного поведения».
Честь для Турбина не только верность Отечеству, царю (хотя и это тоже), но и верность другим людям, товариществу, долгу перед младшими и слабыми. Гражданская война сотрясает дом: Василисса, сосед Турбиных, - воплощение трусости, жадности и приспособленчества. Турбины не предают своих убеждений под сильными ударами судьбы. Они понимают, что «все мы в крови повинны» и что надо «устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь», а не воевать, заливая все новой кровью родную землю.
Главные герои романа верят в Россию и, главное, мечтают о мирной жизни. Кончается роман очень символично. Писатель говорит, что каждый человек знает «страдания, муки, кровь, голод и мор». Все пройдет. Взрывается Марс - планета войны, но заиграла «Венера, красноватая, а от голубой луны фонаря временами поблескивала на груди человека ответная звезда. Она была маленькая и тоже пятиконечная». Восходит Венера - планета любви, все люди забыли болезни и страдания, «мир становится в душе».
С другой стороны раскрыта тема «Человека в огне Гражданской войны» в произведениях Фадеева, Фурманова, Серафимовича, Островского. Рассмотреть отношение писателей, стоящих на позициях большевизма, к этой теме можно, обратившись к повести Фадеева «Разгром».
Человеческие качества того, кто попадает в экстремальные ситуации, проявляются в чистом виде, без повседневной шелухи; ломаются жизни, судьбы, характеры и взгляды. Наиболее ярко изменение личности, воспитанной коллективом, формирование дисциплины, необходимой в военное время любому войску, прослеживается в романе «Разгром».
Сам автор еще в 1932 году говорил так: «В Гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей». С этих позиций и оцениваются герои… В книге отражены основные типы человеческой нравственности в переломную эпоху: мораль Левинсона, Мечика и Морозки - центральных персонажей произведения. Все эти персонажи индивидуальны и в то же время представляют собой средоточие определенных качеств. Образ Левинсона в «Разгроме» - это тоже образ интеллигента, но совершенно отличного от Турбина и Лютова. Он силен, и силен, прежде всего, своей идеей, которая ведет его на все. Фадеев показывает обычного человека со слабостями, болезнями, вся его внешность говорит о том, что это не супергерой, а простой человек, но «он беспощадно задавит в себе бездейственную, сладкую тоску». «Видишь все так, как оно есть, для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть» - вот к какой - самой простой и самой нелегкой - мудрости пришел Левинсон». В «Разгроме» показан и другой человеческий тип - Мечик. В нем виден человек, не способный к войне, но в то же время он пытается понять своих товарищей по отряду, научиться чему-то. Он замкнут на себе, ему кажется, что все специально хотят обидеть его, что партизаны злы и бессмысленно жестоки, что мир мрачен и отвратителен. После беседы с Мечиком: «Нет, все-таки я был крепкий парень, я был много крепче его, - думал он теперь с необъяснимым, радостным торжеством… - я не только многого хотел, но и многое мог - в этом все дело…»
В «Разгроме» Фадеев показывает «Левинсона как человека, всегда идущего во главе», Мечика, который в результате своих метаний оказывается предателем, и в процессе эволюции, духовного роста рассмотрен Морозка. Это еще один человек, в жизни которого война сыграла важнейшую роль. В образе Морозки Фадеев наиболее полно раскрывает «революционные перемены в сознании рядового пролетария». Автор утверждал, что Морозка «по замыслу и объективному ходу произведения - главная фигура романа».
В первых главах это бесшабашный, недисциплинированный, несдержанный боец. Он груб, дерзок, способен на воровство. Но с другой стороны, в нем сильно чувство коллектива, классовый инстинкт, Фадеев показывает, как постепенно старые тропы зарастают, приходится самому выбирать дорогу. Важнейшим моментом в изменении жизни Морозки был общественный суд. Последствия суда сказались в эпизоде на пароме, когда герой впервые поборол чувства, которые обычно руководили им. Эта победа над собой принесла удовлетворение, радость. Дальнейшее перерождение происходит в переосмыслении прежней жизни. Стремится попасть на «прямую, ясную и правильную дорогу, по которой шли такие люди, как Левинсон, Бакланов, Дубов».
Перерождение коснулось и личных отношений. В конце романа Морозкин подвиг - закономерный поступок, иначе он уже не мог поступить. Он ни на миг не потерял самообладания.
В Морозке Фадеев показал обобщенный образ человека из народа. Процесс перевоспитания людей в огне революции и Гражданской войны дал историческую выработку нового, социалистического характера, пережитую многими в первые годы Советской власти.
Итак, мы видим, что к теме «человека в огне Гражданской войны» обращались многие писатели, они по-разному отражали ее в своих произведениях, которые составили удивительную картину того ужасного, страшного времени.
(3 вариант)
Война… У нее всегда одно лицо - смерть, страдания, ненависть… Но тем не менее многие писатели первой половины XX века смогли увидеть в братоубийственной войне 1918-1922 годов и испытание - испытание на прочность человеческих убеждений, верность жизненным принципам. В огне кровавой бойни проявляются скрытые в обычное время черты человеческой натуры - будь то трусость и предательство или готовность к самопожертвованию. И это не зависит от того, какой позиции придерживается автор -будь он явный сторонник «красных» или стремящийся к объективности повествования наблюдатель.
Но все-таки, как мне показалось, главным чувством, преобладающим в сердцах людей во время войны, является страх, но по-разному переносят его герои: Мечик - герой романа А. Фадеева «Разгром» - готов предать ради спасения своей жизни; для него, представителя интеллигенции, человеческая жизнь и идея, как ни странно, ничего не значат - главным является выживание, пусть даже и за счет других.
Совсем не таков Николай Турбин - побеждая свой страх перед петлюровцами, он готов умереть, спасая тем самым будущих юнкеров и кадетов. И если у героя Фадеева инстинкт самосохранения граничит с предательством и подлостью ради спасения самого себя, то булгаковский персонаж заглушает страх чувством долга.
Тем не менее нельзя говорить, что лишь представители интеллигенции поставлены писателями в экстремальные ситуации, - сознательность, решительность и все лучшее, что есть в человеке, проявляется, по мнению Фадеева, именно в представителях пролетариата, - так как не они являются наиболее надежной частью отряда Левинсона! И в то же время Тальберг («Белая гвардия»), представитель и носитель ценностей высшего офицерства, готов ради собственного спасения оставить в аду петлюровцев свою жену, бросить свою часть и Город, ставший родным.
Почти каждый герой в произведениях этого времени - человек, раздираемый внутренними противоречиями, страдающий от необходимости переступить через себя: или совершить убийство («Доктор Живаго»), или отказаться от защиты своего родного Города («Белая гвардия», полковник Мальцев); это человек с воспаленным сознанием, готовый, пусть из лучших побуждений, убить себе подобного (Палых в романе «Доктор Живаго»), спасая его от возможного страдания. Период Гражданской войны характерен значительным смещением ценностей: человеческая жизнь ничего не стоит, убийство становится обыденностью, страдания - атмосферой жизни.
Но тем не менее в высушенной войной человеческой душе еще остается место прежним идеалам - и монархист Алексей Турбин, и доктор Живаго готовы отстаивать свои убеждения, пытаются добром вылечить страшную язву мясобойни.
Наряду с этими людьми существуют и те, кто способен забыть о своих эмоциях и положиться на правоту других, - ведь ни Левинсон, ни Най-Турс не сомневаются в полученных приказах, ставя себе целью их выполнение любой ценой (правда, в Най-Турсе побеждает здравый смысл и он отдает приказ об отступлении).
Третий тип людей - те, для кого мясорубка войны превратилась в забаву или ремесло; их смысл жизни - убийства и уничтожение себе подобных безо всяких целей и рассуждений. Таковы петлюровцы, входящие в Город, убивая случайных прохожих (несчастный еврей на мосту). Именно ненависть таких людей движет всей войной, вопреки всякой логике и вопреки идеям.
Вместе с тем нельзя забывать, что еще существует любовь - чувство, соединяющее разных людей, заставляющее забыть об окружающих жестокостях, обрести настоящий смысл жизни; эта любовь снимает напряженность и ненависть, царящие на каждой странице: любовь Варвары можно назвать эмоциональной отдушиной романа «Разгром». Новое чувство Елены («Белая гвардия») восстанавливает нарушенную отъездом Тальберга гармонию; любовь Юлии Рейс и Елены к Алексею явилась той самой соломинкой, которая помогла старшему Турбину выжить и выздороветь после всего перенесенного.
Все женщины: и Варвара, и сестра Най-Турса, и Елена, - все они способны на глубокое и загадочное чувство, чувство, которое действительно творит чудеса, - и все это несмотря на окружающие ужасы войны… Главными для Бабеля, Фадеева, Пастернака, Булгакова являются даже не описываемые события, а то, что в подобной атмосфере герои еще могут носить гордое имя Человека…