Смекни!
smekni.com

Чем мне близка поэзия Блока

Об Александре Блоке, одном из лучших поэтов «серебряного века», говорили и писали многие. А. Ахматова утверждала, что Блок – «трагический тенор эпохи». А. Белый – что он «первый поэт земли русской». В. Маяковский считал, что поэзия Блока – «целая поэтическая эпоха». Удивительные ощущения вызывал А. Блок у современников: «Никогда: ни раньше, ни потом, – свидетельствовал К. Чуковский, – я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зримо исходил магнетизм… поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».

Что же давало А. Блоку такую власть над людьми? Чем притягивал он их к себе? Каждый человек, а тем более поэт, входит в мир по-своему. Начало века было трудным, противоречивым, не поддающимся однозначной оценке. Отсюда разноголосица, противоположность мнений, подчас не просто далеких друг от друга, но уничижительных, злобных для других.

Блок же вошел в мир людей не с недовольством и недоверием, а с любовью. Его поэзия была «живой водой», источником, испив из которого, человек очищался и становился Человеком.

Вспоминаю первое стихотворение, «приворожившее» меня к Блоку:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Я вижу нежный профиль, длинную косу, темнеющую на белом платье, силуэт в лучах света…

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч снял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

Мне становятся понятны чувства современников поэта:

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

Палитра чувств, ощущений, переживаний лирического героя поэзии Блока была той, к которой тянулись, в которой нуждались люди, обремененные серостью действительности.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, – плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Сегодняшнего читателя, как и современников поэта, поражает, с одной стороны, глубина, страстность, чистота духа, а с другой – высокое поэтическое мастерство, богатство художественной выразительности.

По мнению Блока (в то время он находился под влиянием философии Вл. Соловьева), миром должна, править идея Вечной Любви; именно она должна восторжествовать и переделать людей к лучшему. Не через вражду и ненависть, а через Любовь поэт хотел связать себя со всем миром.

Блок пришел в русскую литературу со «Стихами о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама – это воплощение идеала красоты, Вечной Женственности. Лирический герой, рыцарь Прекрасной Дамы, ожидает грядущих преобразований:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном, предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Одиночество, тоска, жажда встречи с Ней; боязнь, что она окажется не такой, какой представляется ему, переполняют душу лирического героя.

Безотрадному сну я не верю,

Погрузив мое сердце в покой…

Скоро жизнь мою бурно измерю

Пред неведомой встречей с тобой…

Лирический герой этого цикла, вглядываясь в себя и мир, окружающий его, поднимает вопросы, волнующие людей во все времена: о назначении человека, о его пути, о стремлении к совершенству, прекрасному.

Но образ Прекрасной Дамы не может оградить лирического героя Блока от реальной жизни. Страшная действительность врывается в его мир, и появляются стихи, отражающие то, что окружает его на самом деле: «Фабрика», «Сытые», «На железной дороге». Но в них меня волнует не заявленная Блоком тема народного страдания, угнетения (об этом писали и другие), но тема унижения личности: «этих нищих – провели». А в результате:

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагических страстей

Повествовать еще не жившим.

Особенно ярко трагизм состояния лирического героя показан в стихотворении «Незнакомка»: «Сытые», «заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами», пьянство, скука… Лирический герой «Незнакомки», казалось бы, ничем не отличается от других: пьет вино, рассеянно созерцает окружающее, но:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стаи. шелками схваченный,

В туманном движется окне…

…И, странной близостью закованный,

Смотрю на темную вуаль

И вижу берег очарованный

И очарованную даль…

Незнакомка, загадочная, таинственная, – это мечта, желание вырваться из суеты и серой однообразности, но беспомощность, невозможность выйти из замкнутого круга бесполезного существования побеждают:

…Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Лирический герой «пригвожден к трактирной стойке»; так же, как героиня стихотворения «На железной дороге» раздавлена «любовью, грязью иль колесами», он раздавлен бездуховной реальностью жизни. Как много общего в его состоянии с состоянием наших современников!

Выйти из этого состояния ему помогают думы о родине. Стихи Блока о России близки и нам. Они как бы оживляют нас, возвращают душевные силы. Как для Пушкина («Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья…»), так и для Блока тема родины – личная, интимная тема («О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!»). Как Лермонтову дороги «дрожащие огни печальных деревень», так Блоку дорога Россия:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои.

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

Вместе с лирическим героем стихотворения «Русь» нас тянет затеряться, спрятаться в ее просторах, но, как у Тютчева,

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить,

так у Блока

Наш путь – степной, наш путь –

в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!..

…И вечный бой! Покой нам только снится…

Как и поэта, меня переполняют, с одной стороны, чувства тоски и сострадания, а с другой – вера в будущее родины, желание изменить жизнь.

Трудным для наших современников является восприятие поэмы «Двенадцать». Как непохожа она на все, что написал поэт до нее! Пытаясь разобраться в этом, ищу ответ на вопрос: почему появилась поэма? «Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано. Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью…» Вот почему появилась поэм;] «Двенадцать». Сумеет ли человек выстоять под ветром истории? Вспомним строки из есенинского «Письма к женщине»:

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму,

Куда несет нас рок событий…

Земля – корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался…

Можно ли превратить сегодняшний хаос в гармонию? Именно это волнует лирического героя поэмы «Двенадцать», поэтому, несмотря на разгул страстей, убийства, ужасы действительности, поэт призывает всех слушать «музыку революции».

Веру в освобожденную Россию – оплот счастливого будущего всего человечества – ощущаем мы и в блоковских «Скифах»:

Остановись, премудрый, как Эдип,

Пока томишься мукой сладкой,

Пред Сфинксом с древнею загадкой!

О старый мир! Пока ты не погиб,

Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит в тебя,

И с ненавистью, и с любовью!..

Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит!

Забыли вы, что в мире есть любовь,

Которая и жжет, и губит!..

По прошествии стольких лет мы, люди конца XX века, должны выделить для себя главное в наследии А. Блока. Для меня важно то, что

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество;

важно то, какой он видел жизнь:

Сотри случайные черты

И ты увидишь: мир прекрасен.